От Матфея 8:16-22
от Александр Гулько на 01.04.2012 в От Матфея
Прочтем Мтф.8:16-22 «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Здесь описано, что Иисус совершил много исцелений и даже, похоже, независимо от того, насколько у них была большая вера. Была ли это духовная проблема, как в случае с бесноватыми, или физическая, как с теми, кто был болен, Он исцелил каждого. Это было своего рода подтверждением божественности и мессианства Христа, и каждый, кто приходил для исцеления, был исцеляем. За время Своего земного служения Иисус практически изгнал болезни из Палестины. Совершая исцеления, Иисус разделял человеческую боль и печаль в том, что взял на Себя наши немощи и понес болезни. Он сочувствовал людям и проявлял к ним сострадание. Как и в то время, так и сегодня Иисус знает о страданиях Своих детей, «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15).
Проявление неверия, несмотря на чудеса и знамения.
Во-первых, доказательства божественности Христа, Его власти и Его мессианства были совершенно очевидны. Однако, по мере того как усиливалось свидетельство, усиливалось противление и отвержение. «Пришел к своим, и Свои Его не приняли» (Ин.1:11)
Во-вторых, Сам Иисус объяснял это тем, что некоторые люди бегут от истины, потому что она обнаруживает их грех, от которого они не хотят отказываться. «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:19-20).
В-третьих, учение Иисуса противоречило их религии, которая претерпела огромные изменения в сравнении с тем, что было дано в начале через Моисея. Ко временам Христа осталось не много, да и то что осталось, в основном было неправильно истолковано книжниками и фарисеями. Мтф.15:6 говорит: «…вы устранили заповедь Божию преданием вашим».
«Увидев же вокруг Себя множество народа, Иисус велел ученикам отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: «Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». И говорит ему Иисус: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».(Мтф.8:18-20)
Иисус и ученики находились на западном берегу Галилейского озера, и народа собралось так много, что Он велел ученикам отплыть на другую сторону. В Евангелии от Марка мы узнаем, что часть людей села в лодки, чтобы пересечь озеро вместе с Иисусом (Мк.4:35-36), но три человека (третий упоминается в Лк.9), очевидно, не хотели плыть и подошли к Иисусу как раз перед Его отплытием. Рассмотрим, что это были за люди:
1. Первым из них был книжник, который сказал Ему: «Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Книжники были большими специалистами в еврейском законе, и они тесно взаимодействовали с фарисеями. Это были высокообразованные люди, составлявшие ученую прослойку еврейского общества. Они были горячо преданы системе религиозных традиций, развитию которых способствовали их предшественники. Обычно книжники были учителями, а не последователями учителей, поэтому они особенно неохотно следовали за таким учителем как Христос, Который не только не получил образования в раввинской школе, но, фактически, осуждал традиции, считавшиеся священными. Поэтому для книжника обращение к Иисусу «Учитель» было само по себе проявлением смирения и, несомненно, толпа людей, как и узкий круг двенадцати учеников, была поражена тем, как доверительно один из еврейских вождей разговаривал с Иисусом. Этот человек, несомненно, верил, что сказал Иисусу правду, точно так же как и Петр был убежден в том, что никогда не покинет Иисуса (Мтф. 26:33, 35). Но ни один из них не знал себя так же хорошо, как мыслил о себе.
Книжник, возможно, искренно признавал, что учение и сила Иисуса — от Бога и что Иисус был Божьим человеком для этого времени. Он испытывал к Иисусу интерес и хотел присоединиться к Нему, поэтому он сказал: «Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел».
На заявление книжника Иисус ответил Своим собственным заявлением. Он не высказал вслух сомнений по поводу искренности этого человека, а просто упомянул некоторые требования истинного ученичества, о которых этот человек никогда не задумывался. Говорит ему Иисус: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». На первый взгляд слова Иисуса никак не связаны с заявлением книжника. Его ответ прозвучал в форме притчи – несмотря на Свою божественную власть и силу творить чудеса, у Иисуса было гораздо меньше жизненных удобств, чем у многих животных.
Впервые Мессия упоминается, как Сын Человеческий в Дан. 7:13. В Евангелиях Иисус назван этим титулом более восьмидесяти раз, и обычно Он Сам называл Себя так. Этот титул был выражением Его унижения и смирения. Иисус не имел даже элементарных удобств жизни. У Него не было ни дома, ни имущества, ни даже палатки. В Евангелиях сказано, что Он часто проводил время в доме Петра, в Капернауме, и у Марии, Марфы и Лазаря в Вифании, но нигде не говорится о том, что Он хотя бы час провел в Своем доме. Его у Иисуса просто не было.
Иисус преследовал цель заставить книжника задуматься об искренности своего посвящения. Легко говорить красивые слова, особенно — не зная о цене посвящения. В притче о сеятеле Иисус дает наглядное описание таких людей. «А посеянное на каменистых местах означает того, — говорит Иисус, — кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мтф.13:5-6, 20-21). Они подобны каменистым местам с тонким слоем почвы. Семя быстро прорастает и внешне производит впечатление сильного и здорового растения. Но, так как оно не имеет корня, вскоре солнце сушит его, и оно вянет.
Иисус знал, что этот книжник слишком поспешно заявил о своей преданности Господу. Он не подсчитал цену ученичества, которая включает самоотречение, жертву и, вполне возможно, страдания. «Если кто хочет идти за Мной, — сказал Иисус, — отрекись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мтф. 16:24). Жить христианской жизнью — это значит не дополнить свою жизнь учением Иисуса, а отказаться от своей жизни во имя Его и быть готовым заплатить любую цену, которая потребуется.
2. Другой же из учеников Его сказал Ему: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: «Иди за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мтф. 8:21-22)
Во-первых, этот человек, как и книжник, был одним из учеников Иисуса. Как и книжник, он полагал, что его отношение к Иисусу было надлежащим, и обратился, казалось бы, с разумной просьбой: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Еврейская традиция требовала, чтобы человек оплакивал покойного отца или мать на протяжении тридцати дней. Последний долг перед родителями заключался в том, чтобы их должным образом похоронить.
Во-вторых, этот человек, спрашивая разрешения похоронить своего отца, не имел в виду, что его отец уже умер. Эта фраза — обычное образное выражение на Ближнем Востоке, означавшее обязанность сына помогать отцу в семейном бизнесе, пока отец не умрет и пока не будет разделено наследство. Понятно, что это обязательство могло потребовать продолжительного периода времени — тридцати, сорока или более лет, если отец был относительно молод. В случае, если человек не выполнял своих обязательств по отношению к семье, он терял наследство или получал его меньшую долю. Поэтому фраза «я должен похоронить отца» часто была равноценна фразе «я хочу подождать, пока получу наследство».
В-третьих, этот второй неосновательный ученик не хотел рисковать, не хотел потерять свое наследство, полностью посвятив себя Иисусу. Он предпочитал быть связанным с Иисусом номинально, так как главной его заботой было личное преуспевание и благополучие, а не служение Господу. Поэтому Иисус сказал ему: «Иди за Мной, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Как и фраза «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда» (ст.20), так и на первый взгляд нелепое выражение «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» было общеизвестным образным выражением. Оно означало: «Пусть мир заботится о мирском». Духовно мертвые могут позаботиться о своем.
В-четвертых, в параллельном описании этой истории Лука добавляет последующее наставление Иисуса: «А ты иди, благовествуй Царство Божье» (Лк.9:60). Главная обязанность человека, который является учеником Иисуса Христа, — провозглашать Благую весть, нести Евангелие вечной жизни духовно мертвым людям.
В-пятых. И, подобно книжнику, этот второй из учеников, подходивший к Иисусу, также исчезает, и о нем больше не упоминается. Видимо, ни один из них не захотел обсуждать этот вопрос дальше. Требования Христа были для них слишком высокими, и потому притягательность ученичества сразу исчезла. То, что для человека дороже Христа, является препятствием на пути к Нему, и оно будет стоять между неспасенным человеком и спасением.
3. Лука повествует и о третьем человеке, который подошел к Иисусу и заявил о желании стать Его учеником. «Я пойду за Тобой, Господи! — сказал он. — Но прежде позволь мне проститься с домашними моими» (Лк.9:61).
Во-первых, Иисус знал сердце этого человека и что его желание слабо, а верность раздвоена. Он не был готов искренно отдать себя Иисусу как Господу. Он все еще был привязан к родителям и находился под их влиянием и контролем. Решение следовать за Христом — это самое замечательное решение, которое может принять человек. Прекрасно, когда друзья и родственники поощряют к принятию этого решения, и ужасно, когда их совет направлен против Христа. Но каким бы ни было влияние извне, человек сам принимает на себя обязательство. Поэтому Иисус ответил: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).
Во-вторых, человек не может по настоящему следовать за Иисусом Христом, если его влекут пути прежней жизни. Об этих трех людях, которые подошли к Иисусу, а затем исчезли, метко говорит Уильям Мак-Дональд: «Они оставили Христа, чтобы приготовить удобное место для себя в этом мире и провести оставшуюся жизнь, держась за второстепенное».
В-третьих, Иисус дал ясно понять, что посвящение Ему должно быть полным и неограниченным, или это не посвящение вообще. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мтф.10:34-38). Если человек позволяет чему-либо удерживать его от полной преданности Христу, он не достоин Царства Божьего. Здесь Иисус говорит не о христианском служении, а о спасении. Бог не спасет ни одного из тех, кто приходит к Нему, оставаясь привязанным к этому миру.