Не всякий, говорящий Мне: «Господи!»

от Александр Гулько на 12.02.2012 в

Матфея 7:21-29 Предупредив людей о лжепророках, теперь Христос предупреждает всех об опасности самообмана.
Существует два вида самообмана: вера на уровне слов и вера на уровне знания.

Первый вид, описанный в ст.21-23, касается тех, кто говорит, но не делает, а второй, описанный в ст.24-27, — тех, кто слышит, но не делает.

Господь обращается к людям, которые чрезвычайно религиозны, но которые обманывают сами себя, утешаясь мыслью, что направляются в небо, когда в действительности идут по широкому пути к погибели. Они не отличаются от тех, о ком Павел писал, что они имеют вид благочестия, силы же его отреклись (2 Тим. 3:5).

Новый Завет не только предъявляет высокие требования к жизни христианина, но и многократно предупреждает об опасности духовного самообмана в вопросе спасения. В 25 главе Евангелия от Матфея Христос говорит о пяти неразумных девах и о мнимых верующих (образно названных козлами). Неразумные девы якобы ожидали жениха, но не встретили его, потому что не были готовы (ст.1-12), а мнимые верующие были удивлены тем, что Господь отверг их, объяснив, что они никогда не служили Ему (ст.32-33, 41-46).

Почему же люди впадают в подобные заблуждения?

Во-первых, потому, что многие, называющие себя христианами, — и даже некоторые истинные христиане, — придерживаются ложного учения об уверенности в спасении. Зачастую это происходит потому, что свидетельствовавший им человек убедил их, что все, что им необходимо сделать — это заявить о своей вере, выйти к кафедре, поднять руку, помолиться и никогда больше не сомневаться в том, что они спасены.

Во-вторых, имеет место недостаток самоанализа. Доверяя ложным, искаженным суждениям о Божьей благодати, некоторые мнимые христиане беспечно идут по жизни, не тревожась о своих грехах и не раскаиваясь в них. А Господь призывает Свой народ каждый раз, прежде чем участвовать в вечере, испытывать себя (1 Кор.11:28). Павел говорит: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор.13:5). Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан.1:8-9).

В-третьих, постоянное совершение одного и того же греха без сожаления и раскаяния — все эти признаки указывают на неискренность веры человека, что бы он ни говорил о своих отношениях с Богом. Слово Божье ясно говорит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1 Кор.6:9-10). Павел также предупреждает: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Ефес. 5:5-6). В каждом из этих предупреждений Павел умоляет читателей не впадать в обман.

В-четвертых, подход честного обмена или равновесия. Вместо того чтобы раскаяться и попросить прощения за свои грехи, человек оправдывает себя и считает, что его добрые дела уравновешивают злые и что таким образом добро перевесит зло. Какие бы добрые дела мы ни делали, они никогда не смогут перечеркнуть последствий совершенного нами греха, Исаия сказал, что наши самые праведные и добрые поступки перед Богом, «как запачканная одежда» (Ис.64:6).

Мтф. 7:21-23 «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Во-первых. Они говорили, что во имя Иисуса они пророчествовали, изгоняли бесов и творили чудеса, подтверждая тем самым, что признавали Его Господом. Суд Божий в тот день представлен здесь в общем, без разграничения на отдельные суды для верующих.

Во-вторых. Спасен будет не тот, кто просто говорит о Боге, но исполняющий волю Отца Небесного. Главное — послушание Слову Божьему. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики», — сказал Христос (Иоан. 8:31).  Спасение и послушание Богу неразделимы, о чем и говорит автор Послания к Евреям: «[Иисус] стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9).

В-третьих. «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Их слова почтения и уважения к Богу и все дела, якобы подтверждающие их преданность и посвященность, будут объявлены пустыми и бесполезными. У них никогда не было близких, глубоких отношений с Господом. В Мтф. 25:41 сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и ангелам его». Всех лицемеров ожидает озеро огненное (Откр. 20:15). В греческом языке выражение «делающие беззаконие» — действительное деепричастие в настоящем времени, указывающее на продолжительное, регулярно повторяющееся действие и означающее непрощенный грех и неправедную жизнь мнимых верующих.

В-четвертых. Господь знает, что даже самые верные Его ученики будут спотыкаться, падать и грешить. Христиане не безгрешны, но постоянное исповедание грехов, искание Божьего прощения и стремление к праведности подтверждают, что мы — дети Божьи. Бог ожидает от верующих не совершенства, но стремления к нему.

Поразительно, какие грандиозные, выдающиеся дела эти мнимые верующие совершали.

Они говорят Господу: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?»Иисус не отрицает реальности этих заявлений, возможно, что от Его имени действительно пророчествовали, изгоняли бесов и творили какие-то чудеса.

Этому существует три объяснения:

Во-первых, возможно, им было позволено использовать Божью силу для совершения чудес. Бог вложил Свое слово в уста Валаама, хотя тот был лжепророком и беззаконником (Числ. 23:5). На царя Саула даже после его отступничества сходил «Дух Божий, и он пророчествовал» (1 Цар.10:10). Нечестивый первосвященник Каиафа, сам того не осознавая, «предсказал, что Иисус умрет за народ» (Иоан.11:51).

Во-вторых, можно предположить, что те великие дела совершались силой сатаны. Иисус предсказывал, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мтф.24:24). Неверующие сыновья Скевы, например, были еврейскими заклинателями, зарабатывавшими на жизнь тем, что изгоняли злых духов (Деян.19:13-14). В Деян. 8:11 описываются дела чародея, творившего чудеса силой сатаны.

В-третьих, можно заключить, что некоторые заявления были просто ложью. А пророчества, изгнание злых духов, чудеса — подделкой и хитростью. Очевидно, что среди мнимых верующих есть представители всех трех категорий.

Слова на одной из гравюр в соборе города Любек, в Германии, точно передают содержание учения Господа:
«Вы называете Меня Господом, но не повинуетесь Мне; называете Меня светом, но не видите Меня; называете Меня путем, но не идете за Мною; называете Меня жизнью, но не живете Мною; называете Меня мудрым, но не подражаете Мне; называете Меня справедливым, но не любите Меня; называете Меня богатым, но не просите у Меня; называете Меня вечным, но не ищете Меня. Поэтому, если Мое осуждение падет на вас, не вините Меня».

В повествовании же о слушателях и строителях дано ясное описание истинного верующего и мнимого. У обоих много сходств, но есть несколько очень важных отличий.

СХОДСТВА

Во-первых, и тот, и другой слышал Евангелие. Слова слушает слова Мои эти» относятся как к человеку благоразумному (Мтф.7: 24), так и к человеку безрассудному (ст. 26). Оба знают путь к спасению.

Во-вторых, услышав о спасении, каждый из них начинает строить свой дом. Человек благоразумный строит дом, то есть свою жизнь, на словах Христа. А человек безрассудный, не исполняющий слов Христа, полагает, что его дом прочен уже потому, что он слышал слова Божьи и признал их авторитетность. Он верит, что живет, как христианин, и потому его жизнь угодна Богу.

В-третьих, оба человека строят свои дома в одной местности, о чем свидетельствует тот факт, что оба дома были застигнуты одной и той же бурей. Другими словами, внешне оба находились в одинаковых условиях. Ни один из них не имел каких-либо преимуществ. Они жили в одном городе; возможно, оба ходили в одну церковь, слушали одни и те же проповеди, посещали одни и те же занятия по изучению Библии, общались с одними и теми же людьми.

В-четвертых, можно сделать вывод, что дома их были очень похожи. Возможно, внешне они были практически одинаковы. Отсюда можно сделать вывод, что человек безрассудный жил практически так же, как человек благоразумный. Можно сказать, что оба придерживались правильного библейского учения.

РАЗЛИЧИЯ

Во-первых. Самое главное различие в планах этих двух строителей состоит в том, что свои дома они строят на разных фундаментах. Человек благоразумный построил дом свой на камне, тогда как безрассудный построил дом свой на песке. Слово «Петр» (камень) означает не маленький камень и даже не булыжник, а огромный пласт каменистых пород. Такое основание твердо, прочно, непоколебимо. Песок же, наоборот, рыхл, непрочен и крайне зыбок.

Во-вторых. Книжники и фарисеи создали целый свод сложных, запутанных религиозных традиций, которые, по их мнению, представляли огромную ценность перед Богом. Эти традиции целиком и полностью состояли из человеческих мнений, суждений и измышлений, а потому и были подобны зыбкому песку.

В-третьих. А человек благоразумный строит дом свой на камне, камнем здесь является Слово Божье. Это мудрый строитель, слушающий слова Иисуса и исполняющий их.

В-четвертых. Дом, построенный на камне, символизирует жизнь послушания, жизнь, описанную Христом в Нагорной проповеди. Дом, построенный на камне, символизирует человека, которому чужды гордость и самоправедность, который сокрушается и плачет о своих грехах, который прилагает усилия к тому, чтобы войти тесными вратами и быть верным Христу и Его Слову, идя по узкому пути. Такой человек, созидая свой духовный дом, полагается не на обряды и традиции, видения и переживания, чувства и эмоции, а только на Слово Божье.

В-пятых. Песок состоит из человеческих мнений, суждений и воли, которые очень изменчивы и непостоянны. Строить дом своей жизни на песке — значит поддаться самому опасному обману дьявола, убеждающего человека, что он верующий, хотя в действительности человек этот очень далек от истинной веры. Пребывая в заблуждении относительно состояния своей души и будучи уверенным в ее спасении, человек не видит нужды в том, чтобы противостать дьяволу и взыскать Бога.

В-шестых. Наступит день, когда вера каждого будет испытана. И это испытание покажет, где пшеница, а где мякина; оно отделит овец от козлов и выявит тех, кто вошел тесными вратами и шел по узкому пути, и тех, кто прошел через широкие ворота и шел по просторному пути.

В-седьмых. Единственное различие в этой буре — в последствиях ее воздействия на дом благоразумного и дом безрассудного. Дом благоразумного, может быть, и сотрясался под натиском ураганного ветра, но не упал, потому что основан был на камне. Но когда то же бедствие постигло дом безрассудного, он развалился — и падение его было великое. Дом был разрушен до основания, и построивший его потерял все. Такова участь тех, кто строит свой дом на песке человеческих идей, философий, религий. Они теряют не просто многое, они лишаются абсолютно всего. Их путь — это не худший путь в небеса, это путь, совсем не ведущий к Богу. Он неизбежно приводит к погибели, и конец его — падение.

В Мтф.7:28-29 говорится: «И когда Иисус окончил эти слова, народ удивлялся учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Писание ничего не говорит о количестве обратившихся в тот день. Написано только, что народ удивлялся учению Его. Толпа была ошеломлена тем, с какой властью Иисус произнес эту проповедь. Никогда раньше им не приходилось слышать таких глубоких, проницательных слов, исполненных мудрости и силы. Никогда раньше не слышали они столь прямого и смелого обличения в адрес книжников и фарисеев и такого простого разъяснения пути спасения.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *