Двенадцать Апостолов
от Александр Гулько на 16.03.2009 в От Матфея
Матф.10:2,3 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Вo-первых: На этих двенадцать мужей, которых Иисус избрал Апостолами, была возложена вся ответственность нести Евангелие остальному миру. Церковь была «утверждена на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:20).
Во-вторых: Апостолы были для Церкви не только проводниками христианского богословия и благовестия, но и первыми примерами благочестивой, добродетельной жизни. Бог подтвердил их власть как истинных Апостолов «знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12); и как Его святые Апостолы (Ефес.3:5) они получили Евангелие Иисуса Христа, учили ему, записали его и служили его примером.
В-третьих: До этого момента ученики ходили с Иисусом около полутора лет, слушая Его наставления, но не участвовали в служении непосредственно. Они лишь были наблюдателями и учащимися. Пришло время, когда они должны были перестать быть просто слушателями и наблюдателями; поэтому им была дана «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф. 10:1). Но их первой обязанностью было проповедовать о том, что «приблизилось Царство Небесное» (ст. 7), а чудеса были божественными знаками, подтверждающими истинность их проповеди.
Кем были Апостолы?
Апостолы были обычными людьми. Насколько нам известно, только один из них, Матфей, был состоятельным человеком, но и он приобрёл своё богатство безнравственным, хотя и законным путём, вымогая налоги для Рима. Ни один из Двенадцати не был высокообразованным и не занимал высокого положения в социальной, политической или религиозной сфере. Сегодня мы ничего не знаем о некоторых из них, кроме их имён, потому что ни Писание, ни история ничего о них не сообщают.
Во-первых: Некоторые сведения об Апостолах мы можем почерпнуть просто из перечней их имён в Писании. В первую очередь, в четырёх списках Апостолов, приведённых в Евангелиях (Матф. 10:2-4; Марк. 3:16-19; Лук. 6:14-16 и Деян. 1:13; ср. ст. 26), имя Петра всегда стоит на первом месте. В Матф. 10:2 слово «первый» не относится к порядку избрания, потому что Иисус призвал Андрея, брата Петра, до того, как призвал Петра (Иоан. 1:40-42). Но по своей деятельности Пётр был первым, главным из Двенадцати. Ни одна группа не может функционировать без руководителя, и Пётр с самого начала был руководителем Двенадцати.
Во-вторых: все три списка Апостолов поделены на три одинаковые подгруппы. В первую группу входят Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн; во вторую — Филипп, Варфоломей, Фома и Матфей; и в третью — Иаков, сын Алфея, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот. Первая группа включает в себя тех, кого Иисус призвал первыми, вторая — тех, кого Он призвал следующими, и третья — тех, кого Он призвал последними.
Мы достаточно много знаем о людях из первой группы, гораздо меньше о людях из второй группы и почти ничего — о представителях третьей группы, кроме Иуды, который предал Иисуса.
Первые четыре ученика составляют узкий круг учеников Иисуса; и из этих четырёх особенно близкими Иисусу были Пётр, Иаков и Иоанн. О наставлениях и о работе Иисуса со второй группой сказано мало, и, почти ничего не говорится о тесной связи с третьей группой. Он в равной степени любил всех учеников, в равной степени давал им силы и в равной степени обещал им славу.
Первая группа включала в себя две пары братьев: Петра и Андрея, и Иакова и Иоанна, все из которых были рыбаками. Матфей был сборщиком налогов, но мы ничего не знаем о том, чем занимались остальные. Две пары братьев были знакомы между собой ещё до того, как Иисус призвал их, потому что они рыбачили рядом на Галилейском море (см. Матф. 4:18-21).
Характеры Апостолов
Апостолы были очень разными людьми. Пётр, например, был импульсивным, прирождённым лидером и человеком действия. Он почти всегда словом или поступком первым реагировал на то, что говорилось или делалось.
Иоанн, наоборот, похоже, стал спокойным и задумчивым под опекой Христа. В первых двенадцати главах книги Деяний мы читаем о совместном труде Петра и Иоанна в ранние годы Церкви.
Фома явно был самым большим скептиком среди Двенадцати (Иоан.20:25).
Само имя Симона Зилота указывает на то, что он был радикальным еврейским революционером, преданным идее изгнания римских угнетателей. До встречи с Христом он, наверняка, готов был вонзить нож в сердце Матфея — как предателя, который сотрудничал с Римом.
Однако в истории мира не было задачи, равной той, которая стояла перед этими простыми людьми, избранными Господом быть Его первыми доверенными лицами в служении, благодаря чему на земле стало распространяться Божье Царство.