Какого вы духа?
от Александр Гулько на 19.01.2020 в От Луки
Евангелие от Луки 9:51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Этого эпизода нет ни в одном другом Евангелии. В этих стихах Христос опять укоряет Своих учеников, за то что они ревновали за Него, но эта была ревность неправильная. Чуть ранее под видом ревности о Нем, они хотели наложить запрет и ограничение на тех, кто не ходил с ними; Здесь же, под тем же предлогом, они настаивали на том, чтобы предать смерти неверующих людей; Христос осудил их за это, ибо дух фанатизма и преследования прямо противоположен духу Христа и христианства.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
В этом стихе мы видим, как решительно был настроен наш Господь Иисус Христос принять распятие и смерть. Иисус прекрасно знал, что ждет Его впереди. Предательство, несправедливое обвинение, насмешки, бичевание, терновый венец, плевки, гвозди, копье, страшные муки на кресте — все это, без сомнения, стояло у Него перед глазами. Но Он ни на шаг не свернул с той дороги, по которой должен был пройти. Подобно Ему, мы должны быть готовы пойти куда угодно и делать что угодно, если видим свой долг и слышим голос Бога, призывающий идти. Если мы знаем, что должны делать, давайте будем делать.
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
Христос послал некоторых из Своих учеников, чтобы они нашли какое-нибудь временное пристанище, узнали, позволят ли Ему и сопровождающим Его остановиться у них. Он послал, чтобы приготовить для Него не пышный прием, а необходимые удобства, чтобы Его приход не был для них неожиданностью.
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
Все произошедшее еще раз доказывает, что самаряне и иудеи враждовали между собой. Тем, кому интересно узнать, почему между ними сложились такие отношения, нужно обратиться к 4Цар.17 ; Ездр.4.
Он был бы для них самым большим благословением, какое когда-либо посещало их деревню, но они запретили Ему войти. Евангелие Христово и Его служители часто встречаются с таким обращением.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Иаков и Иоанн очень жестко отреагировали на все произошедшее. Не зря наш Господь назвал их Воанергес, сынами грома, когда избрал апостолами (Мр.3:17).
Это событие также свидетельствует о том, что характер Иоанна постепенно изменялся под воздействием благодати Божьей. Из евангелий мы знаем, что Иоанн три раза согрешил против любви. Один раз, когда он и его брат попросили Христа посадить их по левую и правую руку от Него в Его царстве и, таким образом, возвысить над другими учениками. Второй раз, когда он запретил человеку изгонять бесов именем Христа, потому что тот не ходил вместе с ними. Третий раз — здесь, когда он захотел жестоко покарать жителей самарянской деревни за то, что те не приняли Господа. Удивительно, что в будущем этот же Иоанн стал апостолом любви и милосердия. Ученики проявили рвение, причем весьма достойное: они ревновали о чести Христа! Писание оправдывает такое рвение, так поступил не кто иной, как пророк Илия! Но все же это была ревность не по рассуждению.
Они забыли, что наказание должно соответствовать преступлению, что разрушить все селение только потому, что его невежественные жители не проявили гостеприимства, значит поступить несправедливо и жестоко.
Поэтому мы должны стремиться проявлять не только рвение, но и рассудительность. Нужно молиться, чтобы понять, как правильно применять Писание. Конечно, “Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей”, но Слово это нужно уметь правильно использовать.
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Царство Божье должно распространяться при помощи проповеди, добра, кротости, мягкости, а не насилия и жестокости.
К сожалению, эти слова нашего Господа Иисуса Христа Церковь Христова склонна забывать. Трудно себе представить, что может больше противоречить воле Божьей, чем религиозные войны и гонения, которыми изобилует церковная история. Тысячи, десятки тысяч людей были убиты за свои религиозные взгляды. Тысячи были сожжены, повешены, обезглавлены, застрелены за Евангелие, а те, кто убивал их, порой искренне верили в то, что они делали дело Божье! К сожалению, они всего лишь показали, что не знают, что такое дух Евангелия и разум Христов. Какие бы ошибки человек ни делал в вопросах веры, его никогда нельзя преследовать за них. Можно спорить, если нужно, убеждать, показывать лучший путь. Но никогда не используйте “плотское” оружие для расширения царства истины. “Оружия воинствования нашего не плотские”, — говорит апостол Павел (2Кор.10:4). Ученики забыли, каким духом они должны руководствоваться, если называют себя учениками. Они забыли, что ими руководит Дух любви, кротости и мягкости, которого печалит месть и насилие. “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5:22-23). Христос удалился от этого селения. Он не только не покарал его жителей за их грубость, но даже не стал отстаивать права путешествующих по дороге, которая была открыта, для всех проходящих по закону, но тихо и мирно пошел в другое селение, где люди были более открытыми.