Сокровища на небесах
от Александр Гулько на 24.03.2011 в От Матфея
Человек по своей природе ориентирован на материальное. Склонность ставить материальные блага во главу угла выражена особенно ярко в жизни многих людей. Ведущие религиозные деятели во дни Христа были поглощены материальным. В Лук.16:14 написано: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Апостол Павел писал в 1Тим.6:10 «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». В свою очередь наличие этого греха открывало доступ к множеству других грехов. Павел также говорит о последнем времени в 2Тим.3:2 «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы». Анна и Каиафа, бывшие первосвященниками во дни земного служения Христа, накопили огромное богатство путем продажи патентов на торговые места в храме. Этих «патентованных» торговцев Христос дважды выгонял из дома Своего Отца (Иоан.2:14-16; Мтф.21:12-13).
Люди, подобные книжникам и фарисеям, выставляли напоказ свое материальное благополучие как свидетельство того, насколько они набожны и духовны. Материальные или другие земные блага, приобретенные жадностью, хитростью, лукавством или любым другим нечестным путем, не могут быть благословениями от Господа. Говорить об особом Божьем благоволении к себе, основываясь лишь на материальном, физическом и социальном благополучии, — значит искажать Божье Слово.
Апостол Павел определил правильное отношение к богатству, сказав: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:6-8).
Истинное сокровище
В Мтф.6:19-21 написано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». В контексте изучаемого стиха идея накопительства подразумевает богатство, которым никто не пользуется. Деньги и другие ценности хранятся просто ради накопления сбережений. Этот стих, равно как и другие места Писания, не говорит о том, что Христос считает нищету неким средством достижения духовности. Лишь однажды Он сказал человеку в Мтф.19:2 «Продай имение твое и раздай нищим». В этом конкретном случае богатство молодого человека было его идолом, а значит, и непреодолимой преградой между ним и господством Иисуса Христа. Господь не потребовал от Своих учеников, чтобы они раздали свои деньги и имущество и последовали за Ним, хотя, возможно, некоторые из них так и поступили.
Авраам был весьма богатым человеком своего времени, так что в богатстве, влиянии и военной мощи он мог соперничать со многими ханаанскими царями. Первое упоминание об Иове говорит нам, что он был необыкновенно богатым человеком. А в последней главе книги мы видим, что после всех испытаний, в результате которых Иов потерял все, кроме своей жизни, Бог дал ему еще большее богатство: больше мелкого и крупного скота, сынов и дочерей, а также долгую и спокойную жизнь. «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов. 42:12-17).
Работать, чтобы содержать семью, строить планы на будущее, разумно вкладывать сбережения, зарабатывать на то, чтобы продолжать свое дело, давать деньги бедным и жертвовать на Божье дело — все это правильно. Но неправильно быть нечестным, жадным, скупым и прижимистым по отношению к своему богатству. Честно зарабатывать, беречь и жертвовать — это хорошо и разумно. А накапливать и тратить только на себя — не только не разумно, но и грешно. Предупреждение, данное Иисусом в отношении богатства, касается слова «себе». Если мы накапливаем деньги или ценности только для себя, — не важно, прячем ли мы их или тратим, эгоистично удовлетворяя каждую свою прихоть, — то материальное стало нашим идолом.
Сокровища на небесах накапливаются так же, как и сокровища на земле — посредством материальных ценностей, и то, что мы разумно, с любовью, доброхотно и щедро жертвуем здесь для Царства Божьего, становится нашим сокровищем на Небесах. А ценности, которые мы копим и прячем, не только препятствуют нашей духовной жизни, но и, в конце концов, теряют свою ценность, становясь достоянием моли, ржавчины и воров. В Мтф.10:42 сказано: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мтф.6:21). Иисус не говорит, что если мы поместим сокровища в нужное место, то и сердце наше будет в нужном месте, но местонахождение нашего сокровища демонстрирует, где уже находится наше сердце.
Когда переселенцы, вернувшиеся в Иерусалим из Вавилона, стали обращаться к Слову Божьему, то началось пробуждение. «Открыл Ездра книгу пред глазами всего народа», и вожди народа по очереди «читали из закона Божьего» (Неем.8:5-8). Слово Божье глубоко коснулось людских сердец. Народ, обратившись к Богу и раскаявшись в своих грехах, встал на путь исполнения Его заповедей и начал жертвовать на нужды храма (гл. 9–10).
Дж. Кемпбелл Морган писал: «Пусть пылающий в твоем сердце огонь не даст тебе забыть, что ты — дитя не этого века. Ты — не земное существо, не горстка праха; ты — дитя будущего, воплощение вечности, потомство Божества. Предел твоей жизни не измеряется горизонтом, где синее небо лобзает зеленую землю. Смысл твоего бытия не ограничен жизнью на этой маленькой планете. Ты — часть бесконечности. И если ты собираешь себе сокровища на земле — бедная, жалкая, неразумная душа, — то знай, что не сможешь сохранить накопленное богатство. Собирай сокровище, но храни его там, где оно встретит тебя на рассвете нового дня».
Божий принцип для Его народа всегда был и остается таковым: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит.3:9-10). Христос сказал: «Давайте, и дастся вам: мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лук. 6:38). Павел писал: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор.9:6). Таковы Божьи условия для получения гарантированных и устойчивых дивидендов.
В заключение притчи о неверном управителе Иисус сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук. 16:9). Материальные ценности, которыми мы обладаем, «неправедны» в том смысле, что не несут в себе никакой духовной ценности. Но если мы жертвуем их на дело Божье, то однажды на небесах мы услышим слова благодарности от людей, которые благодаря нашим пожертвованиям услышали весть о спасении.
Истинный свет
В Мтф.6:22-23 написано: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Эти стихи — продолжение трех предыдущих. Худое око символизирует зависть, жадность, вожделенный взгляд.
В книге Иисуса Навина 7:1,20-21 сказано: «Но сыны Израилевы сделали [великое] преступление [и взяли] из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля … В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним [спрятано]».
3 Цар.21:1-4 говорит: «И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И [в смущенном духе] лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел».
2 Цар.11:2-4: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой».
Наше отношение к материальным ценностям — барометр нашего духовного состояния.
Истинный Господин
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мтф.6:24). Третья истина, о которой пойдет речь, имеет прямое отношение к верности господам. Служить двум господам одновременно так же невозможно, как и собирать себе сокровища на земле, а сердцем стремиться к небесам, или быть одновременно и в свете, и во тьме.
Слово «господин» обычно подразумевает рабовладельца. Оно означает не просто работодателей, которых у человека может быть несколько. Сейчас многие люди работают в двух или более местах и успешно с этим справляются. Скольких бы начальников человек ни имел, если он хорошо и своевременно выполняет свои задачи, то его обязательства по отношению к ним выполнены. Здесь же имеется в виду господин над рабом. Рабовладелец, по определению, имеет полное право распоряжаться своими рабами. У раба не бывает работы по совместительству или частичной занятости — он все свое время посвящает работе на своего хозяина. Служить двум господам, и притом служить им обоим верно и преданно, не просто трудно, а не возможно.
«Маммон» означает богатство, земные сокровища, блага. У некоторых древних языческих народов он являлся богом богатства и наживы. Повеления этих двух господ, — Бога и маммоны, — диаметрально противоположны друг другу, и одновременно их исполнять невозможно.
Один господин повелевает нам жить верой, а другой требует руководствоваться видением.
Один призывает нас быть смиренными, а другой — гордыми.
Один учит помышлять о небесном, а другой — о земном.
Один призывает возлюбить свет, а другой повелевает любить тьму.
Один учит нас стремиться к тому, что невидимо и вечно, другой же притягивает наши взоры к тому, что видимо и временно.
Жан Кальвин сказал: «В сердце, в котором владычествует богатство, Бог не имеет власти». Наше сокровище либо на небесах, либо на земле; наша духовная жизнь либо наполнена светом, либо проходит в кромешной тьме; наш господин — либо Бог, либо маммона (земное богатство).