Победа над заботами
от Александр Гулько на 27.01.2009 в От Матфея
В Мтф. 6:25-34 Иисус дает наставления о правильном отношении к самому необходимому — пище, одежде, то есть к тому, без чего человек не может существовать. И у бедных, и у богатых есть свои духовные проблемы. Богатые склонны полагаться на свое имение, тогда как бедные могут сомневаться в Божьей способности позаботиться о них. Богатого подстерегает опасность быть обманутым иллюзорной надежностью своего благосостояния, а бедняк живет в страхе, потому что беспокоится из-за своей бедности. Богат человек или беден, либо же он где-то «посредине», его отношение к материальным ценностям — один из самых верных показателей духовного состояния.
Основная мысль в изучаемом отрывке такова: не заботьтесь или не беспокойтесь ни о чем — даже о самом насущном.
Беспокойство является свидетельством нашего недоверия Господу
1. «Так как Бог — ваш Господь, говорю вам: не заботьтесь». «Беспокоиться» — значит проявлять неповиновение и недоверие Богу, нашему Господину. Для христиан беспокойство и волнение не только неправильно и греховно, но и просто неразумно. Выражение «для души вашей» придает высказыванию универсальный характер. Иисус говорит о душе, то есть о жизни во всей ее полноте. Никакие обстоятельства в жизни, внешние или внутренние, не оправдывают беспокойства, когда у нас такой Господь!
2. Беспокойство — это грех недоверия Божьим обещаниям и заботе. Тем не менее, именно этот грех христиане совершают особенно часто. Беспокойство обладает действием некоего умственного и эмоционального удушья, становящегося причиной многих психических и физических расстройств.
«Беспокойство» – противоположное состояние внутреннего мира, который должен быть естественным состоянием всякого верующего.
1.Бог владеет всем, включая Вселенную. Давид восклицал: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23:1). Он также сказал: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (1Пар.29:11).
2. Христианин должен иметь мир, потому что Бог управляет всем. И опять Давид демонстрирует правильное отношение: «Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все» (1Пар.29:12). Даниил заявил: «Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила. Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан.2:20-21).
3. Верующие должны иметь мир, потому что Господь всегда дает человеку необходимое. Владея всем и контролируя все, Он и одаривает нас всем — как отмечено в одном из Его имен — Иегова-Ире, что значит «Господь усмотрит». Так Авраам назвал Бога, когда Он усмотрел всесожжение овна вместо Исаака (Быт. 22:14). Апостол уверяет нас: «Бог… восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил. 4:19).
Здесь речь идет о самых основных потребностях человека — что есть, что пить и во что одеться. Все это важно, но Господь знает об этом и заботится о наших нуждах, как объясняет дальше Иисус. И вслед за этим Иисус задает риторический вопрос: «Но душа не больше ли пищи, и тело не важнее ли одежды?» Пища, питье и одежда нужны для тела. Но Иисус утверждает, что заботой о теле жизнь не ограничивается. К сожалению, для многих это является основным жизненным приоритетом.
Не следует беспокоиться, потому что Бог — наш Отец (Мф.6:26-30). Главная мысль этих стихов заключается в том, что у верующего нет причины беспокоиться, потому что Бог — его Небесный Отец. «Разве вы забыли, кто ваш Отец?» — спрашивает Иисус.
Заботы о пище (Мф.6:26)
1. Он привел в пример птиц, у которых нет организованного процесса добычи пропитания. Они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.
Как и любое другое творение, птицы получают жизнь от Бога. Но Бог не говорит им: «Так, на этом Моя работа закончилась, теперь сами о себе заботьтесь». Господь позаботился о том, чтобы у птиц было достаточно пищи. Кроме того, Он наделил их инстинктом, позволяющим им находить пищу для себя и своего потомства. Отец Небесный питает их. Он «приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу» (Иов.38:41).
2. Если Бог заботится о таких незначительных созданиях как птицы, как же Ему не позаботиться о существах, созданных по Его образу и подобию, и ставших Его детьми через веру? Вы не гораздо ли лучше их?
3. Иисус не утверждает, что птицы совсем ничего не делают для того, чтобы прокормиться. Если вы когда-нибудь наблюдали за птицами, то не могли не обратить внимания на то усердие и терпение, с которым они добывают пищу. Многие из них проводят большую часть жизни в поисках пропитания для себя, своей пары и своего потомства. Но они не беспокоятся о том, где будут искать следующий обед или ужин, а просто собирают пищу, пока не найдут столько, сколько нужно, и потом занимаются другими делами. И снова начинают думать о еде тогда, когда приходит для этого время.
Заботы о долголетии (Мтф.6:27)
«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?»
1. Вторая иллюстрация говорит о продолжительности жизни. «И кто из вас, заботясь, может прибавить к сроку жизни своей малую меру?» В наше время попытки продлить жизнь завладели всем обществом. Мы занимаемся спортом, правильно питаемся, дополняем свою диету витаминами и минералами, регулярно посещаем врачей и делаем кучу других вещей, надеясь хотя бы на несколько лет продлить свою жизнь.
2. Однако все мы ходим под Богом. Спорт, правильное питание и другие мероприятия приносят пользу, если не выходят за рамки разумного и рассматриваются с правильной точки зрения. Они, несомненно, могут улучшить качество жизни, сделать ее более продуктивной, но это никак не заставит Бога продлить наши годы.
3. Беспокойством можно загнать себя в могилу, но уж никак не продлить жизнь! Доктор Чарльз Мэйо, основатель всемирно известной клиники Мэйо, писал: «Беспокойство негативно сказывается на кровообращении, сердце, функциях различных желез и нервной системе в целом. Я никогда не слышал, чтобы кто-то умер от того, что слишком много работал, но знал немало людей, умерших от излишнего беспокойства».
Заботы об одежде (Мтф.6:28-30)
1. В третьей иллюстрации Иисус говорит об одежде, используя в качестве примера полевые цветы. Некоторые из Его слушателей, скорее всего, имели лишь одну смену одежды. Иисус опять обратил их внимание на окружающую природу, на сей раз на цветы, — чтобы еще раз заверить в том, что Бог неизменно заботится о Своем творении.
2. Но если Бог заботится о том, чтобы украсить полевую траву прекрасными, но недолговечными цветами, тем более Он позаботится о нас! Разве Он не подумает об одежде для Своих детей, избранных к вечной жизни? И если мы беспокоимся даже о насущном и необходимом, то мы грешим и показываем недостаток веры, говорит Иисус. Человек, беспокоящийся о подобных вещах, возможно, имеет спасительную веру, но он не имеет веры, готовой во всем положиться на Бога, что Бог доведет начатое Им дело до конца.
3. Маловеры! Весьма важен тот факт, что Иисус, используя выражение «маловеры» («маловерные»), обращается к людям, которые беспокоятся о пище, одежде или продолжительности жизни. «Вы верите, что Бог может искупить вас, спасти от греха, разбить оковы сатаны, взять на небо, где вам уже приготовлена обитель, и даровать жизнь вечную, — говорит Иисус, — а не верите, что Он позаботится о ваших повседневных нуждах?» Мы спокойно отдаем в Божьи руки вечность, но отказываемся верить, что Он позаботится о том, что нам есть, пить или во что одеться.
4. Беспокойство нельзя назвать незначительным грехом, потому что оно ставит под сомнение Божью любовь и честность. Своим беспокойством мы показываем, что Слово и обетования Небесного Отца не достойны доверия. Если верующий не изучает каждый день Писание, чтобы Бог пребывал в его разуме и сердце, то создавшийся вакуум заполняет сатана, сея беспокойство и сомнения. А беспокойство еще больше удаляет нас от Господа. Павел наставляет нас, как наставлял Ефесян: “и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его”(Ефес.1:18,19).
Беспокойство противоречит нашей вере (Мтф.6:31-33)
1. Беспокойство — признак неверия. Беспокойство о том, что есть, пить, во что одеться, — это все то, чего ищут язычники. Не имеющие надежды на Бога, естественно, возлагают свою надежду и ожидания только на себя и случай. Они не знают Божьего провидения и не имеют на него никакого права. У них нет заботливого Небесного Отца, поэтому есть все основания для беспокойства.
2. Если мы мыслим так же, как люди мира, имеем те же желания, то и беспокоиться мы будем так же, как и они, потому что неподчиненное Богу сознание имеет все основания для беспокойства. Рассудительный христианин – во всем доверяющий Богу и полагающийся на Него, описан в Флп. 4:6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
«Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам». (Мтф.6:33)
1. Когда мы ищем мирского богатства, нас обязательно будет сопровождать беспокойство; когда же мы ищем Царства Божьего и Его праведности, нашими спутниками будут мир и покой. Божье Царство — это Его суверенное господство, поэтому искать прежде Его Царства — значит искать, прежде всего, Его господства, Его воли и Его власти.
2. В поисках Божьего Царства мы отрекаемся от себя, послушно отдаем себя Господу в такой степени, что можем сказать вместе с Павлом: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).
Искать прежде Царства Божьего — значит посвятить всю свою жизнь вечному труду нашего Небесного Отца.
3. Если мы ищем Царства Божьего, мы будем стремиться приводить людей в это Царство, чтобы они спаслись, а Бог – прославился. Истина, любовь, праведность Небесного Отца будут приносить плод и в нашей жизни, и мы обретем «радость и мир в Святом Духе» (Рим. 14:17).
4. Мы также должны искать Его праведности. Вместо того, чтобы страстно желать богатств этого мира, мы призваны жаждать сокровищ мира грядущего, а неотъемлемыми составляющими этих сокровищ являются Божья совершенная праведность и святость. Мы призваны жить свято.
Мтф. 6:34 «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
1. Мудро обеспечивать себя необходимым — это естественно. Но беспокойство о завтрашнем дне – это проявление неверия. Наш Бог — Господь завтрашнего дня так же, как и сегодняшнего, как и всей вечности. (Пл. Иер. 3:22-23).
2. Некоторые люди всегда беспокоятся о чем-либо. Поэтому, если в настоящем никаких причин для беспокойства не находится, они выдумывают всяческие проблемы, которые могут настигнуть их в будущем. Но Иисус уверяет нас: «Завтрашний день сам будет заботиться о своем». Это убеждение Божьего дитяти, которое уверено, что завтрашний день сам будет заботиться о своем, потому что все в руках его Небесного Отца.
3. Тот факт, что довольно для каждого дня своей заботы побуждает нас спокойно встретить все искушения, испытания, возможности и трудности, и положиться на защиту и провидение Небесного Отца. В каждом дне достаточно забот, и не стоит усугублять ситуацию постоянным беспокойством. Бог обещает нам Свою благодать на завтрашний день и на каждый последующий, пока мы не перейдем в вечность. Но Он не дает завтрашнюю благодать сегодня. Его благодать приходит не в период ожидания проблем, а в час нужды. (Ис.26:3-4).