Отче наш. Вступление

от Александр Гулько за 09.10.2011 в

Матф.6:9 Молитесь же так…
Земное служение Христа было весьма непродолжительным — всего три года. Однако значительная часть этого времени была проведена в молитве. Как повествуют Евангелия, для общения со Своим Небесным Отцом Иисус вставал рано на рассвете, до восхода солнца. А вечером Он часто шёл для молитвы на гору Елеонскую или в другое тихое место, и шёл Он обычно один. Молитва была дыханием Иисуса каждое мгновение Его жизни.

Кто-то сказал, что многие христиане молятся, как моряки используют насосы — только тогда, когда корабль тонет. Но чтобы быть послушными учениками Христа, чтобы испытать полноту общения с Богом и открыть врата небесных благословений, верующие должны молиться так, как молился Иисус.

Кроме того, мы должны знать, как молиться. Мартин Ллойд-Джонс прекрасно выразил это в книге «Исследование Нагорной проповеди». Он сказал: «Человек достигает вершины своего существования, когда, стоя на коленях, оказывается лицом к лицу с Богом»

Библия уделяет большое внимание силе молитвы. (Иак. 5:16  Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного). Молитва приносит наибольшую пользу самому молящемуся.

Прежде всего, молитва даёт Богу возможность проявить Свою благодать и славу. «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан. 14:13). Поскольку молитва настолько важна и поскольку часто у нас недостаёт мудрости, чтобы молиться правильно, Дух Святой был послан помогать нам: (Рим. 8:26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными). Именно об этом говорил Павел, побуждая верующих: (Ефес.6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых ).

В Матф. 6:9-15, в сжатой форме, но очень ёмко, Господь раскрывает сущность истинной молитвы.

Молитва «Отче наш» состоит из двух частей:

  1. прославляет Бога (ст. 9-10)
  2. касается нужд человека (ст. 11-13а)

Каждая часть включает три прошения:

первые три касаются: Божьего имени, Его Царства, Его воли;

остальные три — выражают: нужду в пище, прощении, защите от искушения.

Христос ничего не говорит о том, где мы должны молиться.

Как отмечалось в предыдущей главе, слова Господа «войди в комнату твою» (6:6) подчёркивали целенаправленность молитвы, необходимость удалиться от всего окружающего и сосредоточиться на Боге. У Иисуса во время Его земного служения не было Своей комнаты, и Он молился в различных местах и ситуациях. Павел желал, чтобы все верующие: (1 Тим. 2:7,8 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте).

Относительно времени молитвы также ничего не говорится.

Иисус, как и святые Ветхого и Нового Завета, молился и днём, и ночью. Молитвы совершались постоянно, независимо от времени суток и окружающей обстановки: в периоды опасности или благословения, перед едой и после, перед дорогой или по возвращении домой — во всех обстоятельствах и при любой возможности.

Нет также указаний, касающихся положения нашего тела или одежды для молитвы.

Как Иисус уже подчеркнул (6:5-8), первостепенную значимость имеет отношение человека к молитве и её содержание. И такой образец Он предписывает ученикам в этих стихах. Изучая Писание, евреи понимали, что Бог желает иметь с ними непрерывное общение, что Он слышит их молитвы и отвечает на них. Они также знали, что молитва должна содержать хвалу и поклонение, благодарение и благоговение пред святостью Бога, выражение послушания Его повелениям, исповедание греха, ходатайство о других людях, неотступность и смирение.
Однако ко времени земного служения Иисуса большинство евреев забыли учение Писания и даже библейскую основу своих традиций. Молитва стала формальной, лицемерной и превратилась в ритуал.

То, что молитва «Отче наш» не предназначалась как образец для повторения, очевидно по нескольким причинам.

Во-первых, молитва предваряется словами «Молитесь же так». Как видно из повествования Луки, ученики просили Христа не научить их молитве, а научить их молиться (Лук. 11:1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих).

Во-вторых, Иисус только что предостерёг учеников от бессмысленного многословия в молитве (ст. 7). Было бы странным после этого предложить молитву для дословного повторения.

В-третьих, нигде в Новом Завете — ни в Евангелиях, ни в Деяниях, ни в Посланиях — мы не находим случая, когда чья-либо молитва заучивалась бы слово в слово или становилась ритуалом для группы верующих. Поэтому Молитва Господня, или, точнее, молитва учеников, — это не набор слов для повторения. Полезно выучить её наизусть и повторять вслух, как, впрочем, и другие места Писания. Хорошо произносить её иногда в уме, про себя, и размышлять над ней сердцем. И всё же, это не столько молитва сама по себе, сколько эскиз, служащий основой для наших собственных слов хвалы и поклонения, выражения нужд и т.д. Молитва «Отче наш» должна стать не заменой наших молитв, а путеводителем в молитвенной жизни.

С точки зрения наших отношений с Господом в молитве можно выделить следующие пункты:

  1. Отче наш — отношения «Отец и дитя»;
  2. да святится имя Твоё — Бог и поклонник;
  3. да придёт Царство Твоё — Владыка и подчинённый;
  4. да будет воля Твоя — слуга и господин;
  5. хлеб наш насущный дай нам на этот день — нуждающийся и благодетель;
  6. прости нам долги наши — Спаситель и грешник;
  7. не введи нас в искушение — странник и поводырь.

В этой молитве также отражается духовная позиция молящегося:

  1. Отче — семейные узы;
  2. наш — доступный;
  3. да святится имя Твоё — благоговение;
  4. да придёт Царство Твоё — преданность;
  5. да будет воля Твоя — послушание;
  6. хлеб наш насущный дай нам на этот день — зависимость;
  7. прости нам долги наши — раскаяние;
  8. не введи нас в искушение — смирение;
  9. ибо Твоё есть Царство — торжество; и слава — ликование; во веки — надежда.

В молитве «Отче наш» также можно найти:

Четыре цели молитвы:

  1. прославление Бога
  2. выражение послушания Его воле.
  3. ожидание Его Царства;
  4. сближение времён — настоящего (хлеб наш насущный дай нам на этот день), прошедшего (прости нам долги наши) и будущего (не введи нас в искушение).
Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *