Молитесь же так…
от Александр Гулько на 27.06.2013 в От Матфея
БОЖЬЕ ОТЦОВСТВО. Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах!» (Матфея 6:9)
ПЕРВОЕ: Называть Бога Отцом по праву могут лишь те, кто пришёл к Нему посредством Его Сына Иисуса Христа. Писание совершенно ясно говорит, что Божье отцовство для неверующих ограничивается тем, что Он их Творец.
ВТОРОЕ: В духовном смысле, у неверующих – другой отец. Сурово осуждая отвергавших Его иудейских вождей, Иисус сказал: «Ваш отец диавол» (Иоан. 8:44). Иисус даёт «власть быть детьми Божьими» исключительно тем, кто принимает Его (Иоан. 1:12; ср. 2 Пет. 1:4; Рим. 8:14; Гал. 3:26; Евр2:11-14). Верующие принадлежат Божьему Сыну и поэтому могут приходить к Богу Отцу как Его возлюбленные дети.
ТРЕТЬЕ: Бог, как Отец, по-разному являл Себя верующим иудеям. Прежде всего, они знали Его как Отца Израиля, народа, избранного быть Божьим особым народом. Ис.63:16 Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: “Искупитель наш”. Ис.64:8 Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей. Евреи также воспринимали Бога и более личным образом — как духовного Отца и Спасителя. Пс.88:27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
ЧЕТВЕРТОЕ: Но спустя столетия, по причине непослушания Господу и заигрываний с языческими богами окружающих народов, большинство евреев утратило восприятие Божьего отцовства. Они видели Бога Отца, как некую далёкую от них, абстрактную Личность, которая когда-то вела их предков. Иисус подтвердил то, чему учило Писание, и то, во что всегда верили благочестивые евреи: Бог — Небесный Отец для тех, кто верен Ему.
ПЯТОЕ: Христос использует обращение «Отец» во всех Своих молитвах, за исключением Своей молитвы на кресте. В тот момент Его восклицание «Боже Мой, Боже Мой!» (Матф. 27:46) показало разделение с Отцом, которое Он испытал, понеся грех всего человечества.
Обращение к Богу, как нашему Небесному Отцу означает:
ПЕРВОЕ: Прежде всего, конец того страха, который всегда присутствовал в отношениях язычников с их божествами.
ВТОРОЕ: Знание Божьего отцовства даёт надежду и гарантирует стабильность. Если земной отец заботится о своих детях и защищает их, то тем более Небесный Отец любит, оберегает Своих детей и помогает им (Матф. 7:11; Иоан. 10:29; 14:21).
ТРЕТЬЕ: Знание Бога как Отца решает проблему одиночества. Даже если мы отвергнуты и забыты друзьями, семьёй, другими верующими и всем миром, мы знаем, что Небесный Отец никогда не оставит и не забудет нас. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам», — говорил Иисус (Иоан. 14:21; ср. Пс. 67:6-7).
ЧЕТВЕРТОЕ: Знание Божьего отцовства открывает нам большую христианскую семью. Иисус учит нас молиться: «Отче наш», используя местоимение во множественном числе, потому что в Божьей семье все мы — дети одного Отца. Во всей молитве нет ни одного личного местоимения в единственном числе. Обращаясь к Богу, мы молимся о том, что лучше для всех, а не только для нас самих.
ПЯТОЕ: Знание Бога как Отца решает проблему ресурсов. Он — наш Небесный Отец. Когда мы вверяем себя Богу, Небесному Покровителю, для нас открываются все небесные источники. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа [благословил] нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефес. 1:3).
ШЕСТОЕ: Божье Отцовство решает вопрос послушания. Если Иисус, истинный Божий Сын, сошёл с небес для того, чтобы исполнить не Свою волю, а волю Отца (Иоан. 6:38), то тем более мы как усыновлённые дети должны быть послушными Богу. Послушание Отцу, как ничто другое, отличает Его истинных детей. «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и мать» (Матф. 12:50).
«сущий на небесах!» (6:9б) Это обращение никоим образом не означает отдалённость Бога.
ПЕРВОЕ: К кому близок Господь? Пс.144:18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
ВТОРОЕ: Насколько близок Бог? Пс. 138:1-10 Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его! 7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
Да святится имя Твоё (6:9в)
ПЕРВОЕ: Молитва должна являть собой образец почтительности, благоговения, признательности, глубокого уважения и преклонения перед Богом и, ни в коем случае, не должна становиться элементом повседневной рутины, так сказать, «кивком вежливости».
ВТОРОЕ: Божье имя содержит в себе нечто большее, нежели просто обращение к Нему. Оно свидетельствует о Нём — о Его характере, замыслах и воле.
ТРЕТЬЕ: Когда Моисей во второй раз поднялся на гору Синай за Десятью заповедями, он призвал «имя Иеговы. И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: „Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех“ (Исх. 34:5-7).
ЧЕТВЕРТОЕ: Все эти имена говорят о характере Бога. Они говорят не только о том, кто Он, но и о том, каков Он. Всё, что творил на земле Божий Сын, возвещало о Божьем имени, будучи совершенным проявлением Божьего естества и славы (Иоан. 1:14).
ПЯТОЕ: Христос был и лучшим свидетельством о Его имени. Слово «святится» является переводом греческого глагола «хагиазо», который означает «делать святым». Однокоренные с ним слова переводятся как «святой, священный, освящать, освящение» и т.д.
Верующим даётся повеление быть святыми (1 Пет. 1:16), тогда как Бог уже свят. Слова «да святится имя Твоё» призваны подчеркнуть святость Бога — уникальное качество, которое всегда было и будет присуще в полной мере только Ему.
Святить Божье имя — значит?
ПЕРВОЕ: Благоговеть перед Богом, почитать, прославлять Его и повиноваться Ему как Единственному, Кто совершенен. Как заметил Жан Кальвин, желание, чтобы Божье имя святилось, равнозначно признанию Его славы, столь великой, что человеку не должно даже помышлять о Нём без величайшего благоговения Признание Божьей святости, как и любое другое проявление праведности, исходит из сердца. «Господа Бога святите в сердцах ваших», — пишет Апостол Пётр (1 Пет. 3:15), употребляя форму слова, переведённого в этой молитве как «святится».
ВТОРОЕ: Если мы чтим Христа в сердце, то мы будем чтить Его и в жизни. Мы уже святим Его имя, когда признаём Его существование. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6).
ТРЕТЬЕ: Мы также святим имя Бога, имея правильное знание о Нём. Ложные идеи о Господе отражают непочтительное отношение к Нему. Ориген однажды сказал: «Называет имя Божье всуе, кто приписывает Богу неприсущие Ему свойства». Поэтому познание истины о Боге и вера в неё свидетельствуют о почтении к Нему, и, наоборот, неприятие истины или искажение вероучения — о непочтении.
ЧЕТВЕРТОЕ: Периодические вспоминания о Боге не святят Его имя. Давид понимал, что в нашей жизни должно быть на первом месте: Пс.62:7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи. Пс.118:78 Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих. Пс.118:97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.
Пс.118:99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Пс.142:5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
ПЯТОЕ: Имя Отца больше всего святится тогда, когда мы поступаем согласно Его воле. Для христиан жить в непослушании Богу — всё равно что упоминать Его имя напрасно, называя Господом Того, за Кем мы не следуем, как за Господом. Иисус предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Когда мы едим, пьём или делаем что-либо ещё во славу Божью (1 Кор. 10:31), это также святит Его имя.
ШЕСТОЕ: Мы святим имя Господа, если своей жизнью привлекаем к Нему других людей, если «светит свет [наш] пред людьми, чтобы они видели[наши] добрые дела и прославляли Отца[нашего] Небесного» (Матф. 5:16). Псалмопевец одним великолепным призывом обобщает вышесказанное: «Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе» (Пс. 33:4).