И хлеб наш насущный

от Александр Гулько за 06.11.2011 в

Матфея 6:11,12 хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
В этом прошении о Божьем попечении можно выделить пять составляющих:

  1. Наша нужда.
  2. Источник удовлетворения наших нужд.
  3. Прошение.
  4. Кто просители.
  5. Постоянность молитвы.

Рассмотрим, каждую из них в отдельности.

ПЕРВАЯ: НАША НУЖДА
1.Хлеб — это не только еда, но и символ всех физических потребностей человека. Джон Стотт цитирует Мартина Лютера, сказавшего: «хлеб — это символ всего необходимого для поддержания земной жизни, то есть пищи, здорового тела, хорошей погоды, дома, жены, детей, хорошего правительства и мира».

2.Удивительно сознавать, что Творец вселенной, вездесущий Бог, Властитель времени и вечности, абсолютно святой и суверенный Господь заботится об удовлетворении наших физических нужд, о том, чтобы у нас была пища, одежда и жильё! Бог берёт на Себя попечение обо всех наших нуждах.

3.Главным образом, здесь утверждается то, что все блага, которые мы имеем, мы получаем из Божьей милостивой руки Иак.1:17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

ВТОРОЕ: ИСТОЧНИК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ НАШИХ НУЖД
1. Когда у нас всё хорошо и нет ни в чём нужды, мы склонны считать, что добились всего своими силами. Мы зарабатываем деньги, покупаем пищу, одежду, платим по счетам. Однако даже самый трудолюбивый человек всеми своими доходами обязан Божьей заботе: Втор.8:18 но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.

2. Наша жизнь, дыхание, здоровье, имущество, таланты и возможности — всё своими корнями уходит в источники, сотворённые Богом и открытые человеку Деян.17:28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”.

3. Бог позаботился о человеке ещё до того, как сотворил его. Человек был последним Божьим творением. И, после того, как Господь благословил Адама и Еву, Он сказал: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам это будет в пищу» (Быт. 1:29). И с тех пор Бог не перестаёт обеспечивать человечество пищей во всём её многообразии и изобилии.

4. Вся физическая пища, которую мы имеем, получена нами от земли благодаря Божьей заботе. Поэтому непризнание Его даров в ежедневной благодарственной молитве – есть грех безразличия и неблагодарности.

ТРЕТЬЕ: ПРОШЕНИЕ
1. Прошение выражено словом «дай». В этом слове сокрыта суть прошения, поскольку оно признаёт нужду. Вполне возможно, Бог уже позаботился о нашей нужде, но даже в таком случае мы просим Его об этом в знак признания за Его заботу о нас в прошлом и настоящем, а также во свидетельство упования на Его помощь в будущем.

2. То, что наделяет наши молитвы силой, — это Божье обещание. Нам не стоит ожидать того, чего Бог не обещал. Но мы можем молиться с уверенностью, ибо Божьи обетования тверды. «Уповай на Господа и делай добро, — говорит Давид, — живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего… Ещё немного — и не станет нечестивого… А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:3-4, 10-11). Бог не обязывается восполнять нужды всех и каждого. Это обетование относится только к уповающим на Него.

3. В Пс. 36 Давид обращается к верующим, которые «уповают на Господа» (ст. 3), «утешаются Господом» (ст. 4), «предают Господу путь свой» (ст. 5), «покоряются Господу и надеются на Него» (ст. 7), «перестают гневаться и оставляют ярость» (ст. 8). Он говорит: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (ст. 25).

ЧЕТВЕРТОЕ: КТО ПРОСИТЕЛИ
1. Под местоимением «нам» в молитве «Отче наш» подразумеваются те, кто принадлежит Ему. Обращаясь к верующим, Бог неизменно выполняет обещание заботиться о нуждах Своего народа.
А тем, кто познал Бога и уверовал в Него через Иисуса Христа, обещана забота Небесного Отца. «Поэтому, — заявляет Иисус, — говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. Всего этого ищут язычники… [а] Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф. 6:25, 32-33).

2. Порой, для того чтобы помочь Своим детям, Бог совершает чудеса, но основной Его способ заботы о наших нуждах проявляется через труд, для чего Он даёт жизнь, энергию и возможности. Бог заботится о нетрудоспособных в первую очередь через великодушие тех, кто может трудиться. Как бы ни совершал это Господь — непосредственно или косвенно, только Он является источником нашего физического благосостояния. Он повелевает земле производить всё необходимое, давая нам возможность пользоваться её благами.

ПЯТАЯ: ПОСТОЯННОСТЬ МОЛИТВЫ
Бог заботится о Своих детях ежедневно. Это подразумевает регулярное, каждодневное восполнение наших нужд. Мы должны полагаться на Бога каждый день. Он может дать нам способности для труда, к которому призовёт нас в будущем, но Его забота о наших нуждах проявляется ежедневно, а не еженедельно, ежемесячно или ежегодно. Принятие Божьей заботы в настоящем без тревоги о дне грядущем, свидетельствует о нашей убеждённости в Его верности и благости.

БОЖЬЕ ПРОЩЕНИЕ – и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (6:12)

ПЕРВОЕ: ПРОБЛЕМА
1. Грех разделил человека с Богом, поэтому грех — злейший враг и наибольшая проблема человека. Грех господствует в человеческом разуме и сердце. Он осквернил всех людей, и он обладает губительной силой, повергающей человека в различные болезни, пороки и несчастья, будь то временные или вечные. Конечный итог греха — смерть и вечные муки, а его следствие в настоящем — страдания, неудовлетворённость и чувство вины. Грех — это общий знаменатель любого преступления, кражи, обмана, убийства, безнравственности, болезни, боли и скорби человечества.

2. К тому же грех — это моральная и духовная болезнь, от которой у человека нет лекарства. «Может ли эфиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). По своей природе человек не хочет быть исцелённым от греха, ибо любит тьму больше света – “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;” (Иоан. 3:19).

3. Верующие в Господа Иисуса Христа получили Божье прощение грехов и спасение от вечной погибели. И поскольку, как мы выяснили, эта молитва дана верующим, долги в данном стихе означают совершённые христианами грехи. В своей книге «Разъяснение Нагорной проповеди» Артур Пинк пишет: В противоположность Божьей святости, грех — это наше бесчестие и позор, ибо грех попирает закон Божий. Грех — это преступление, а посему виновные становятся должниками. Наш долг как творения состоит в послушании нашему Создателю и Властителю, но, проявив непослушание, мы заслужили наказание. Поэтому мы молим Господа о прощении

ВТОРОЕ: УСЛОВИЕ
1. Поскольку грех — самая большая проблема человека, то даруемое Богом прощение — его самая большая потребность. Несмотря на избавление от вечного наказания, мы по-прежнему нуждаемся в Божьем прощении за каждодневно совершаемые грехи. Поэтому христиане должны молиться: «Прости нам». Но поскольку мы всё ещё согрешаем, нам часто приходится просить у Господа милости и прощения. Иоанн предостерегает верующих: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Однако Апостол уверяет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:8-9).

2. Во время Тайной вечери Иисус стал омывать ноги ученикам, проявив тем самым дух кротости и служения, который должен отличать Его последователей. Пётр сначала отказывался, однако после слов Христа «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» впал в другую крайность, восхотев полного омовения. Но Иисус сказал ему: «Омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Иисус знал, кто предаст Его, потому и сказал: «Не все вы чисты» (Иоан. 13:5-11). Нечистые ноги символизируют незначительную запачканность грехом, как дорожной пылью. Мы ежедневно нуждаемся в практическом очищении, поскольку день за днём мы показываем свою неспособность достичь образца совершенной Божьей святости.

ТРЕТЬЕ: МОЛЬБА
1. Мольба о прощении подразумевает признание вины. Христос не омоет наших ног, если мы не попросим об этом. Не исповеданный грех не может быть прощён. Об этом недвусмысленно говорит Иоанн: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:9). Исповедание фактически означает согласие, и, исповедуя грехи, мы соглашаемся с Божьим отношением к греху, то есть с тем, что грех — это беззаконие, зло и источник всякой скверны, не имеющий ничего общего с народом Божьим.

2. Исповедать грех нелегко, потому что лукавый и наша гордая природа восстают против этого. Однако только так можно обрести свободу и жизнь в радости. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13).

3. Истинный христианин не превращает Божье обетование о прощении в вольную грамоту на совершение грехов и не злоупотребляет Божьей любовью и благодатью. Несколько столетий назад один пуританский праведник молился: «Позволь мне всегда видеть вопиющую мерзость греха, неисчерпаемую добродетель спасения, беспредельную славу Христа, неописуемую красоту святости, непостижимое чудо благодати». Какое-то время спустя он молился: «Я виновен, но прощён; погибаю, но спасён; скитаюсь, но найдён; согрешаю, но очищен. Дай мне постоянное сокрушение сердца и желание всегда льнуть к Твоему кресту»

ЧЕТВЕРТОЕ: УСЛОВИЕ. «как и мы прощаем должникам нашим»
1. В словах «как и мы прощаем должникам нашим» содержится поставленное Христом условие для получения прощения. Принцип простой, но здравый: если мы прощаем, то и нам простится; если не прощаем, то и нам не будет прощения. Мы должны прощать, поскольку это отличительный признак праведности, а значит, и верной христианской жизни. Граждане Небесного Царства блаженны и помилованы, потому что они сами милостивы (Матф. 5:7). Они любят даже врагов, поскольку имеют характер любящего Отца Небесного (Матф. 5:44-45, 48).

2. Прощение — признак воистину возрождённого сердца. Тем не менее, нам не всегда удаётся быть великодушными, и из-за влияния греховной плоти нас нужно постоянно увещать (Рим. 7:14-25). Кроме того, к прощению других нас должен побуждать пример Христа. «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, — говорит Павел, — прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4:32). Иоанн заявляет нам: «Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6).

3. Поскольку прощение ближнего отражает Божье милостивое прощение, оно является высочайшей человеческой добродетелью. «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Прит. 19:11). К тому же, прощая других, человек освобождает свою совесть от вины. Непрощение не только препятствует Божьему прощению, но и служит помехой душевному спокойствию, счастью, довольству и даже правильному функционированию организма.

4. Прощение приносит большое благословение всей церкви. Мало что так препятствует служению церкви, как неразрешённые конфликты среди её членов. «Если бы я видел беззаконие в сердце моём, — напоминает себе и другим псалмопевец, — то не услышал бы меня Господь»  (Пс. 65:18). Святой Дух не может свободно свершать труд среди тех, кто носит в себе недовольство и таит обиды (см. Матф. 5:23-24; 1 Кор. 1:10-13; 3:1-9).

5. Прощение также избавляет нас от Божьего наказания. Где дух непрощения, там грех; а где грех, там неминуемо и наказание (Евр. 12:5-13). Нераскаянные грехи в коринфской церкви были причиной немощи, болезней и даже смерти многих верующих (1 Кор. 11:30).

6. Но самый веский довод в пользу прощения других в том, что оно приносит Божье прощение верующему. И это настолько важно, что Иисус, научив учеников молитве, вновь подчёркивает эту истину (ст. 14-15). В христианской жизни нет ничего важнее, чем прощение верующими друг друга и прощение верующих Богом.
В вопросе прощения Бог поступает с нами так, как мы поступаем с другими. Мы должны прощать других так же легко и великодушно, как Бог прощает нас.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *