Евангелие от Матфея 12:22-32
от Александр Гулько на 29.10.2013 в От Матфея
Матф. 12:22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть.
У этого человека было множество проблем. Он был бесноватым, слепым и немым, и, возможно, также страдал глухотой, часто связанной с неспособностью говорить. Но то, что Иисус исцелил его, не было чем-то необычным. Иисус исцелил сотни, а возможно и тысячи бесноватых, слепых, немых и глухих; и многие из них, подобно этому человеку, имели по несколько недугов. Как часто бывает в подобных случаях, это исцеление одновременно продемонстрировало власть Иисуса и над духовным миром бесов, и над физическим миром — болезнями. Однако большинство ослеплённых грехом людей испытывали противоречивые чувства в отношении Личности Христа и источника Его великой силы. Они знали, что чудеса будут подтверждающими признаками Мессии; но они также ожидали, что Мессия придёт с военной мощью. Вместо царских одежд, державной власти, престола, трубных звуков, мечей, лошадей, колесниц и могучего войска, они увидели сострадательного, доброго и кроткого Человека, — в сопровождении двенадцати заурядных учеников. Книжники и фарисеи некоторое время ходили по пятам за Иисусом, однако убедились, что Он был врагом иудаизма, — причём убедились настолько, что даже объединились против Него с иродианами, обычно бывшими их заклятыми врагами (Марк. 3:6). Религиозные вожди были не просто возмущены и скептически настроены, но они утвердились в своей вражде к Иисусу. До распятия Иисуса оставался ещё год, но окончательное решение убить Его уже было принято (Матф. 12:14).
Матф. 12:23 И удивлялся весь народ, и говорил: «Не это ли Христос, Сын Давидов?»
Это чудо было просто сокрушительным, как будто Иисус решил проявить всю мощь сверхъестественности. То, что люди стали задавать друг другу вопрос: «Не это ли Христос, Сын Давидов?», — указывает на то, что в подобных чудесах они видели признаки Мессии. Титул «Сын Давидов» был одним из многих титулов Мессии в Писании (см. 2 Цар. 7:12-16; Пс. 88:4; Ис. 9:6-7), и вопрос людей, является ли Иисус Сыном Давидовым, был вопросом о Его мессианстве. Этот же титул народ приписал Иисусу позже, когда приветствовал Его в Иерусалиме как своего Мессию и Царя (Матф. 21:9; ср. ст. 5).
Матф. 12:24 Фарисеи же, услышав это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского»
Человек, Который назвал их нечестивыми лицемерами и попрал их человеческую систему традиций, мог быть предсказанным пророками долгожданным Освободителем Израиля. Так как сила Иисуса была бесспорно сверхъестественной, потому что только Бог и сатана являются источниками сверхъестественной силы, и, так как они отказались признать, что Иисус — от Бога, они вынуждены были сделать вывод, что Он является представителем сатаны.
Матф. 12:25-26 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. Как же устоит царство его?
Иисус показал Своим обвинителям, что их обвинение было логическим абсурдом. Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою. Как же устоит царство его? После Троицы сатана является самым умным существом в мире, и он, конечно же, не направляет свои силы, чтобы они сражались друг с другом и изнутри разрушали его планы. Это правда, что зло по своей природе разрушительно, и часто разрушение оборачивается саморазрушением. Сатана — отец ненависти и лжи, а где правят ненависть и ложь, там царит беспорядок и непостоянство. В среде злых существ не может быть истинной гармонии. Правдой является также и то, что сатана часто маскируется под ангела света (2 Кор. 11:14). Чтобы создать впечатление очищения, он может притвориться, что изгнал беса, ослабив его воздействие на бесноватого человека. В его царстве нет гармонии, доверия или верности, но он не терпит непослушания или разделения. Поэтому обвинять Иисуса в изгнании бесов силой князя бесовского было нелепо.
Матф. 12:27 И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют? Поэтому они будут вам судьями
Некоторые последователи, или сыновья, фарисеев изгоняли бесов. Еврейский историк Иосиф Флавий сообщает, что в своих ритуалах они использовали много странных, непонятных заклинаний и культовых формул. Лука повествует о семи братьях, сыновьях первосвященника по имени Скева, которые практиковали изгнание нечистой силы. Иисус указал на крайнее предубеждение фарисеев, заявив, что они одобряли изгнание нечистых духов, практиковавшееся их сыновьями, принадлежавшими к правящей религиозной элите. Они никогда не утверждали, что такого рода деятельность была нечестивой, тем более — сатанинской.
Матф. 12:28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
Кто верит в действия Духа Божьего – до того достигло Царство Божье. Каждый религиозно грамотный еврей знал, что, по предсказаниям пророков, именно такие знамения будут сопровождать приход Мессии (Ис. 29:18; 35:5-6). Они также знали, что Мессия должен был быть верховным и вечным Царём Израиля (Пс. 2:6; Иер. 23:5; Зах. 9:9). «Следовательно, — говорил Иисус, — если Я Мессия, то Я также и грядущий Царь, а если Я — Царь, то конечно достигло вас Царство Божье».
Иисус не будет царствовать на земле в Своей полной славе и с божественными исключительными правами, пока не наступит Тысячелетнее Царство. Затем после Тысячелетнего Царства наступит Его вечное Царство, где будут новые небеса и новая земля. Но в самом широком смысле, Царство Христа — это сфера Его правления в любом месте и в любом веке. И в этом смысле Иисус является Царём, где бы Он ни находился, и те, кто любит Его, являются Его подданными: «Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, — продолжает Иисус, — если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его».
Могли ли фарисеи не видеть, что всё, что Иисус делал и говорил, было направлено против сатаны? Иисус исцелял болезни и недуги, приобретённые человечеством вместе с грехом, принесённым и распространяемым сатаной. Иисус воскрешал людей из мёртвых, смерть же была следствием греха и косвенно делом рук сатаны (ср. Евр. 2:14-17). Иисус изгонял бесов, что было явно направлено против сатаны. Он даже прощал грехи — что сатана не мог делать и не делал бы — и подтверждал, что Он имеет власть прощать грехи с помощью Своей чудодейственной силы (Матф. 9:5-6).
Каждый нюанс в Его учении и поступках соответствовал учению ветхозаветных Писаний. И хотя книжники и фарисеи постоянно обвиняли Иисуса в том, что Он противился их человеческим традициям и нарушал их, у них никогда не было повода осудить Иисуса за то, что Он якобы грешил или учил неправде (Иоан. 8:46).
Матф. 12:29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
Иисус использовал образ вора, который задумал ограбить дом сильного, когда сильный находится в доме. Вор знает, что, если прежде не свяжет сильного, у него нет никаких шансов преуспеть, и, по сути, он рискует, что его схватят и здорово побьют при этом. Иисус как бы говорил: «Разве Я не демонстрировал вам и всему Израилю власть над сатаной и его царством зла, тьмы и разрушения? Разве Я не показал, что Моя власть неоспоримо выше сатанинской? Разве Я не исцелял людей от всяких болезней и не освобождал их от власти и угнетения бесов? Разве Я не демонстрировал власть как над грехом, так и над смертью? Разве Я не избавлял души от ада? Кто, кроме Самого Бога, может иметь такую силу и власть? Кто, кроме Бога, может войти в любой дом сатаны и успешно связать его и расхитить вещи его? Я показал вам, что, если захочу, могу победить сатану и легионы его бесовских сил. Как же Я могу быть кем-то, кроме вашего божественного Мессии?»
Матф. 12:30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Иисус ясно показал фарисеям, что по отношению к Нему нельзя занять нейтральную позицию. Не обязательно противиться Христу, чтобы быть против Него; достаточно не быть с Ним. Не обязательно также активно мешать Его делу, чтобы быть тем, кто расточает. Достаточно просто не собирать с Ним. Человек, который не принадлежит Богу, является врагом Бога (Рим. 5:10); человек, который не является дитём Божьим через Христа, является противником Бога. Есть только две позиции, которые можно занять по отношению к Иисусу Христу, а значит и к Богу: с Ним или против Него.
Матф. 12:31,32 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Немногие места Писания имеют столько неверных толкований и разночтений, как эти два стиха. Поскольку мысль, заложенная в них, очень серьёзна, важно понимать их правильно. Но даже хула, говорит Иисус, простится, как прощается любой другой грех, если человек исповедает его и покается в нём. Неверующий, который хулит Бога, может быть прощён. Павел признаётся, что хотя он «прежде был хулитель и гонитель и обидчик», но всё же «помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась [в нём] обильно с верой и любовью во Христе Иисусе» (1 Тим. 1:13-14). «Христос Иисус пришёл в мир, — продолжает Апостол, — спасти грешников, из которых я первый» (ст. 15). Всё это прощается по благодати. Обращаясь к верующим, Иоанн сказал: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности» (1 Иоан. 1:9).
Однако есть одно исключение: хула на Духа не простится.
1. Хула связанная с приписыванием дел Духа Святого делам дьявола.
К кому обращался Иисус? К людям, которые были свидетелями великих чудес, которые были явлены через Христа. С точки зрения Бога этого должно было быть достаточно для обращения. Никодим пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин 3:2). Однако они не принимали Иисуса, и, соответственно не принимали всего, что происходило через Него, приписывая все сверхъестественное делам дьявола. Таким образом, они защищали свое ложное богословие от того, чему учил Христос.
Хула на Духа Святого происходит тогда, когда человек понимает, что это Божья работа, но, тем не менее, в силу разных причин, умышленно и осознанно приписывает эту работу дьяволу.
Соответственно, если человек неосознанно, действительно не веря, что это Бог, говорит о действиях Духа Святого, что это сатана – это не есть хула на Духа Святого, а заблуждение и грех, для которого есть прощение. Если есть, конечно, покаяние. Если бы это было не так, то мало бы кто мог сохранить спасение. Нам следует быть очень осторожными, рассуждая на эту тему.
2. Хула, связанная с тем, что написано в послании к Евреям.
Евр. 10:25-31 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; – Речь прежде всего обращена к тем, которые перестают посещать Церковь – но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого.
Речь идет о людях, которые имеют Дух Святой и верят Библии и всему, что там написано, но все равно желают жить в грехе и без Бога. Дух Благодати оскорбляется. В какой-то момент этот человек может быть покинут Богом и оставлен навсегда и быть сохраняемым только для суда. Когда это происходит с отступником, для нас является определенной тайной.