Апостолы: Иуда Искариот
от Александр Гулько на 20.12.2013 в От Иоанна
Среди двенадцати Апостолов, он один выделяется на фоне остальных, как самый отвратительный, самый нечестивый человек в Писании. В списке Апостолов он всегда последний и, за исключением Деян. 1:13, всегда упоминается как предатель Иисуса.
Иисус выбрал Иуду намеренно и конкретно: «ибо Иисус от начала знал, кто неверующие и кто предаст Его» (Иоан. 6:64), хотя ученики в то время не понимали, что Он имел в виду. Иисус упоминал о том, что Его предадут ещё за год, или больше, до самого момента предательства. «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол», — говорил им Иисус, вскоре после того, как лжеученики в Капернауме отвернулись от Него. Иоанн объясняет, что «говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо этот хотел предать Его, будучи одним из Двенадцати» (ст.70-71).
Давид предсказал предательство по отношению к Иисусу за тысячу лет до того, как оно произошло: «Даже человек, мирный со мной, на которого я полагался, который ел хлеб мой, — писал он, — поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Хотя, первоначально, этот отрывок относился к Давиду, в более широком смысле он применим к Иисусу Христу. Сам Господь сказал об этом: (Иоан. 13:18).
Захария предсказал даже точную цену предательства: «Скажу им: „Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет — не давайте“. И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: „Брось их в сокровищницу храма — высокая цена, в какую они оценили Меня!“ И взял Я тридцать сребреников, и бросил их в дом Господень — для горшечника» (Зах. 11:12-13).
В Своей первосвященнической молитве Иисус говорил Отцу о Двенадцати: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан. 17:12).
ХАРАКТЕР ИУДЫ
1. Внешне, поведение Иуды, должно быть, было похвальным или, по крайней мере, приемлемым. Фактически, до предательства, никто из учеников не обвинял Иуду ни в каких проступках и не критиковал за какие-либо недостатки. Когда, после трёхлетнего их обучения, Иисус предсказал, что один из Двенадцати предаст Его, остальные одиннадцать понятия не имели, кто бы это мог быть. Сначала ученики «весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: „Не я ли, Господи?“» (Матф. 26:22). Затем «они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает». Но, вскоре они забыли о предательстве и принялись обсуждать не то, кто из них был худшим, а «кто из них должен почитаться большим» (Лук. 22:23-24). В любом случае, Иуду подозревали не больше, чем остальных.
2. В ответ на вопрос Иоанна: «Господи! Кто это?» — Иисус ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Иоан. 13:25-26). Затем Иисус подал кусок хлеба Иуде и сказал: «Что делаешь, делай скорее». Остальные всё ещё не понимали, что Иуда и был предателем: «Никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему», то есть Иуде (ст. 27-28).
3. Так как другие ученики никогда не подозревали Иуду, он, должно быть, был выдающимся лицемером. Его даже выбрали казначеем группы, так как ему полностью доверяли (Иоан. 13:29). Возможно, что до того, как Иисус призвал Иуду, он, как и большинство учеников, вёл приличную, набожную жизнь. Но его прошлое было неизвестно ученикам из Галилеи, потому что он был выходцем из Кериота, городка в Иудее.
4. Иуда, прежде всего, был материалистом, о чём свидетельствуют его воровские привычки. Он стремился к земным благам восстановленного Иудейского царства, а такие категории как «праведность» или «возрождение» его не интересовали. Он был совершенно доволен собой и пришёл к Иисусу исключительно за материальными выгодами, а не за духовным благословением.
ОТВЕРЖЕНИЕ ИУДОЙ ИИСУСА
1. Когда Иисус отвернулся от венца, предлагаемого толпой, Иуда отвернулся от Иисуса. Он больше не мог сдерживать своё низкое, отчаянное стремление к славе и выгоде. Очарование Иуды Иисусом перешло, сначала в разочарование, а затем и в ненависть. Иуда никогда не любил Иисуса, он лишь стремился использовать Его. Он никогда не любил своих собратьев-учеников, а только крал из тех небольших средств, которые они имели. Теперь же он полностью повернулся против них.
2. В последний вечер, когда Иисус был со Своими учениками, Он, желая научить их смирению и служению, Сам умыл им ноги. Сначала Иисус сказал: «Вы чисты, но не все», имея в виду Иуду (Иоан. 13:10-11).
3. После наглядного урока, Он сделал ещё одно предупреждение, на которое Иуда мог обратить внимание: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: „Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою“» (Иоан.13:18). Иисус горевал об Иуде, не желая, чтобы даже этот отвратительный человек погиб (ср. 2 Пет. 3:9).
4. По мере того, как приближалось время предательства, Иисус взволновался духом, и засвидетельствовал, и сказал: „Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня“» (Иоан. 13:21). Иисус знал, что Иуда был неверующим, жадным, неблагодарным, вероломным, двуличным, лицемерным и отвратительным, но Он всё равно любил его.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДОЙ ИИСУСА
1. Иуда предал Иисуса не в порыве внезапного гнева. Неизвестно, когда эта мысль впервые возникла у Иуды, но, очевидно, случай, когда Мария помазала Иисуса ароматами, подтолкнул его к этому поступку. Именно после этого «один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: „Что вы дадите мне, и я вам предам Его?“» Получив тридцать сребреников, «с того времени он искал удобного случая предать Его» (Матф.26:14-16). Лука добавляет, что Иуда «искал удобное время, чтобы предать Его им не при народе» (22:6).
2. Трудно определить, чему равна покупательная способность тридцати сребреников, которые получил Иуда, особенно потому, что конкретное достоинство серебряной монеты не указано. Но, даже при самом щедром подсчёте, это была ничтожно малая сумма за предательство любого человека на смерть, тем более Сына Божьего. Сравнительно небольшая сумма наводит на мысль, что в своей жадности и ненависти Иуда готов был выполнить это дело за любую цену.
3. Для того, чтобы враги Иисуса могли узнать Его в темноте Гефсиманского сада, Иуда дал им знак, сказав: „Кого я поцелую, Тот и есть“» (Марк.14:44). Он настолько презирал Иисуса, что использовал этот нежный знак любви и дружбы как знак для предательства. «Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками, и оружием» (Иоан. 18:3). Не подозревая о том, что Иисус знал о его коварном плане, Иуда думал обмануть Его поцелуем, притворившись любящим и верным другом. Но Иисус знал, что солдаты уже идут, поэтому «вышел и сказал им: „Кого ищете?“» (ст. 4). Когда солдаты сказали: «Иисуса Назорея», Иисус ответил им: «Это Я» (ст. 5). Как бы для того, чтобы усилить своё злобное намерение предать Иисуса, Иуда подошёл, чтобы поцеловать Его, хотя в Его опознании уже не было необходимости. Высшим проявлением лицемерия Иуды в момент предательства было его притворство, что он любит Иисуса.
СМЕРТЬ ИУДЫ
1. «Похоть же, зачав, рождает грех, — говорит Иаков, — а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Грех Иуды заставил его предать Христа, своих собратьев-Апостолов и свою собственную душу. Когда Иисуса признали виновным во время мнимого суда в Синедрионе и предали Его Пилату, Иуда раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: „Согрешил я, предав кровь невинную“» (Матф. 27:3-4).
2. Но угрызения совести Иуды — это не покаяние. Иуда сожалел о том, что сделал и отчасти признал, что совершил ужасный грех. Однако не изменил своего мировоззрения и не попросил Бога изменить его сердце. Он понимал, что прежнего не вернуть и пытался успокоить свою совесть, вернув деньги, которые получил за своё злодеяние. Думая лишь о материальном, Иуда считал, что сможет разрешить эту проблему обычным действием, вернув деньги за кровь. Но его непрощённое сердце обратилось от мести Христу к мести, направленной против самого себя, и он «пошёл и удавился» (ст. 5). Однако на этом страдания его совести не закончились: чувство вины будет мучить его всю вечность.
3. Хотя первосвященники и не испытывали раскаяния из-за ложного обвинения Иисуса и незаконного осуждения Его на смерть, их совесть не позволила им положить тридцать сребреников обратно в храмовую сокровищницу, после того как Иуда бросил деньги к их ногам, «потому что это цена крови» (Матф. 27:6). Полностью исполняя ветхозаветное пророчество (Зах.11:12-13), они, «сделав… совещание, купили на них землю горшечника для погребения странников; поэтому и называется земля та „землёй крови“ до сего дня» (Матф. 27:7-8).
УРОКИ, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ЖИЗНИ ИУДЫ
В первую очередь, Иуда представляет собой величайший пример человека, трагически упустившего уникальную возможность, которая была дана ему. Сегодня многие люди ясно слышат Евангелие и видят подлинные, пусть и несовершенные примеры его преобразующей силы. Однако они тоже отвергают его и, как Иуда, предпочитают оставаться на пути, ведущем к погибели.
Во-вторых, жизнь Иуды — это величайший пример утраченной привилегии. Иуда страстно стремился иметь временные материальные блага, вместо того, чтобы навечно наследовать жизнь вечную. Это трагически безумная сделка — обменять богатства Божьего Царства на те жалкие гроши, которые может предложить мир.
В-третьих, жизнь Иуды служит ясным примером сребролюбия, которое является корнем всех зол (см. 1 Тим. 6:10). Будучи алчным до крайности, Иуда настолько любил деньги, что за ничтожно малое их количество продал Божьего Сына. Самым важным для него были земные ценности в виде материальных благ и положения власти.