Апостолы: Филипп и Варфоломей

от Александр Гулько на 16.09.2012 в

Вторая группа из четырёх учеников начинается здесь, как и в других списках, с Филиппа (Марк.3:18; Лук.6:14; Деян. 1:13), вероятно, указывая на то, что он был среди них лидером. Этого Филиппа нельзя путать с диаконом, который стал известным благовестником в ранней Церкви (см. Деян. 6:5;8:4-13, 26-40).

ФИЛИПП
Все двенадцать учеников были евреями, но многие пользовались как еврейскими, так и греческими именами. Еврейское имя этого ученика неизвестно, потому что Филипп (греческое имя, означающее «любитель лошадей») — единственное имя, которое используется по отношению к нему в Новом Завете.

Иоан.1:44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Поскольку все они — Пётр, Андрей, Филипп и Варфоломей — были богобоязненными евреями и, вероятно, все были рыбаками (см. Иоан. 21:2-3), то они наверняка были не просто знакомыми, а близкими друзьями ещё до того, как призвал их Иисус.

В первых трёх Евангелиях о Филиппе, как и об Андрее, не упоминается нигде, кроме списков Апостолов, и всю информацию о нём мы находим в четвёртом Евангелии. Из Евангелия от Иоанна можно предположить, что Филипп уже тогда был набожным человеком.

Иоан.1:43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Бог уже даровал Филиппу ищущее сердце. Спасение всегда происходит по суверенной инициативе Господа, и никто не приходит к Иисусу Христу, если не привлечёт его Бог Отец (Иоан. 6:44, 65). Но Бог вложил в сердце Филиппа желание найти Мессию ещё до того, как Иисус призвал его. Поэтому Филипп сказал Нафанаилу (Варфоломею): «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, — сына Иосифа, из Назарета» (Иоан.1:45).С точки зрения Божьего полновластия – Господь нашёл Филиппа, но с точки зрения человеческого понимания и воли – Филипп нашёл Господа. Когда совершается спасение, то и божественная, и человеческая воля находятся в гармонии. Иисус пришёл взыскать и спасти погибших (Лук. 19:10), и именно те, кто истинно ищет Бога, находят Его: Иер.29:13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. Бог находит сердца тех, кто ищет Его от всего сердца.

Во-первых: О подлинности веры Филиппа говорит не только тот факт, что он мгновенно узнал и принял Мессию, но и то, что он сразу же начал служить Христу, рассказывая о Нём другим. Как только Иисус призвал Филиппа, тот нашёл Нафанаила и рассказал ему, что нашёл Мессию. Одним из явных признаков подлинного обращения является желание рассказывать другим о Спасителе. Новообращённый, который совершает крещение, как публичное свидетельство о своём новом отношении ко Христу, часто имеет спонтанное желание использовать это событие для свидетельства о Господе. Верующий, который не оставил свою первую любовь к Господу, неизбежно имеет желание с любовью свидетельствовать тем, кто не знает Господа. Так как Филипп любил своего друга Нафанаила, для него было естественным сообщить Нафанаилу о самом глубоком и радостном открытии в своей жизни. Во всех списках «Двенадцати» Филипп и Нафанаил упоминаются вместе, и, похоже, они были близкими друзьями задолго до того, как встретили Иисуса.

Во-вторых: из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что Филипп обладал практическим, аналитическим складом ума. В Иоан.6:5-7 Филипп видел, как Иисус совершал многие чудеса, но в то время его мысли были направлены на практическое решение проблемы, о которой говорил Иисус. Помимо пяти тысяч мужчин (6:10), вполне можно предположить, что там было и такое же количество женщин и в несколько раз больше детей.
Судя по ответу Филиппа, он, похоже, обычно отвечал за снабжение Иисуса и учеников пищей, как Иуда был ответственным за общие деньги. Поэтому он должен был знать, сколько пищи обычно требовалось, и сколько она стоила. Но Иисус спрашивал Филиппа о еде с особой целью: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (ст. 6). Если бы Иисус спросил о покупке пищи только для тринадцати человек, бывших в их группе, то Филипп мог бы ответить быстро. Но он должен был понять, что, спрашивая о насыщении целой толпы народа, Иисус в Своём вопросе выходил за рамки обычного и подразумевал невозможное. Однако, Филипп понял этот вопрос буквально и, исходя из своего опыта, сразу же начал искать решение. Сделав грубую прикидку, он пришёл к выводу, что: «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хоть немного» (ст. 7). Один динарий составлял дневной заработок среднего палестинского работника, и, даже если бы с народа собрали двести динариев или взяли эти деньги из казны учеников, то этого не хватило бы даже на то количество хлеба, чтобы люди смогли перекусить.
Филипп ответил искренно, но его ответ показал непонимание того, что Иисус мог обеспечить всех пищей сверхъестественным образом. Он стоял лицом к лицу с Сыном Божьим, но дальше практической, физической проблемы он не видел. С человеческой точки зрения, на решение этой проблемы не было никакой надежды, и Филипп думал только об этом. Он был настолько поглощён материальной ситуацией, что совершенно упустил из виду Божью силу. Казалось бы, что, увидев столько чудес, совершённых Иисусом, Филипп должен был мгновенно ответить: «Господи, Ты превратил воду в вино, укротил бурю иисцеляешь всякую болезнь. Нужно ли беспокоиться о покупке еды, когда всё, что Тебе нужно сделать, это сказать слово и создать пищу, чтобы накормить этих людей?».
Филипп не выдержал испытания своей веры, потому что был слишком занят подсчётами и своим пониманием проблемы. Он системно мыслил и был полон практического здравого смысла; но эти добродетели, часто, будучи сами по себе полезными, могут стать помехой для неизмеримо большей добродетели — доверия Богу в том, что невыполнимо.

В-третьих: из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что Филиппу не хватало решительности. Хотя он и не принадлежал к узкому кругу учеников Иисуса, у него был доступ к Господу: (Иоан.12:20-22). Похоже, он был не уверен, правильно ли было вести этих язычников к Господу. Возможно, он помнил о временном повелении Иисуса, когда Иисус впервые послал учеников на служение: «На путь к язычникам не ходите, и в город самарийский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:5-6). Но он не проигнорировал просьбу еллинов и, по крайней мере, предпринял усилие, чтобы посоветоваться с Андреем.

В-четвёртых: из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что Филиппу не хватало более глубокого понимания личности Христа. Иоан.14:8-11 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. После трёх лет учёбы у ног Иисуса ни слова Иисуса, ни Его дела не привели Филиппа к пониманию, что Иисус и Отец — Одно.
После того, как Филипп в течение трёх лет видел перед собой единственный лик Бога, который человек когда-либо видел, он всё ещё не понимал, Кто перед ним. Филипп не усвоил главную истину учения Иисуса, что Иисус был воплощённым Богом. Филипп был медлен на понимание и медлен на доверие. Он лучше ориентировался в материальных вопросах, чем в духовной истине. Однако ему, наряду с другими Апостолами, Иисус гарантировал престол, с которого он будет судить двенадцать колен Израилевых (Матф. 19:28).

ВАРФОЛОМЕЙ (НАФАНАИЛ)

Имя «Варфоломей» означает «сын Толмая». Варфоломей очень отличался от Филиппа, своего близкого друга и товарища, с которым он всегда и вместе упоминается в Новом Завете. В первых трёх Евангелиях он назван Варфоломеем, но Иоанн называет его Нафанаилом, и это, видимо, было его первое имя. (Иоан. 1:45-51) единственный в Новом Завете, где упоминается этот Апостол, кроме упоминания о нём в четырёх списках «Двенадцати».

Во-первых: Варфоломей был родом из Каны Галилейской, и к Господу его привёл его друг Филипп. Как только Филипп понял, что Иисус — это долгожданный Мессия, он «находит Нафанаила и говорит ему: „Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, — сына Иосифа, из Назарета“» (Иоан. 1:45). Слова Филиппа наводят на мысль, что Нафанаил, как и Филипп, стремясь познать божественную истину, изучал Писание и был хорошо знаком с мессианскими пророчествами Ветхого Завета. Также можно предположить, что эти двое вместе изучали Ветхий Завет на протяжении многих лет. В любом случае, как видно из заявления Филиппа, он знал, что Нафанаил сразу поймёт, о Ком он говорит. Они оба жаждали Божьей истины и искренне надеялись на приход ожидаемого Мессии.

Во-вторых: Нафанаил находился под властью предубеждения. Вместо того чтобы судить об Иисусе по тому, что Он говорил и делал, Нафанаил преткнулся о тот факт, что Иисус был из Назарета, города с плохой репутацией. Назарет был грязным, шумным городком, давшим пристанище многим странникам. Вопрос Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1:46), вероятно, был обычным выражением насмешки среди евреев Галилеи.
Предубеждение — это необоснованное обобщение. Существует множество предубеждений. Например, одно из них, которое существует в нашем народе, связанно с тем, что люди думают, что: «если не православие, то – это секта». Поэтому предубеждение — это обычное и сильное оружие сатаны. Апеллируя к различным предрассудкам, сатана часто преуспевает, добиваясь того, что человек отвергает Евангелие прежде, чем узнает, о чём же оно на самом деле говорит.
Нафанаил побеждает предубеждение и идет к Иисусу. Нафанаил согласился с предложением Филиппа «пойди и посмотри» и пошёл, чтобы самому встретиться с Иисусом (ст. 46-47).

В-третьих: Из уст Иисуса мы узнаём о других качествах Нафанаила. Когда Нафанаил приблизился, Иисус сказал: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства» (ст. 47). Иисус провозгласил, что Нафанаил был таким человеком Божьим, каким Бог предназначил быть Своему избранному народу. Он был евреем в самом истинном, духовном смысле, — «[иудеем], кто внутренне таков… [кому] похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:29). Он был не только физическим потомком Авраама, но, истинным, духовным иудеем. Это был искренний еврей и искренняя личность. В нём не было обмана или двуличности, лицемерия или фальши. Только одно это качество сильно отличает Нафанаила от многих его соотечественников, особенно от «самоправедных» и «лицемерных» книжников и фарисеев, которых Иисус использовал как синонимы религиозного и нравственного лицемерия (Матф. 23:13-15, 23, 25, 27). «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства!» (Иоан. 1:47).

В-четвертых: Нафанаил удивился тому, как Иисус с такой уверенностью мог говорить о внутренней жизни человека, которого Он никогда не встречал. «Откуда Ты знаешь меня?» — спросил он (Иоан.1:48). «Откуда Ты знаешь, каков я внутри? — спрашивал он. — Откуда Ты знаешь, что я истинно стремлюсь следовать за Богом и что моя жизнь нелицемерна?» По причине своего искреннего смирения Нафанаил мог сомневаться в оценке Иисуса и подумать, что Его похвала — просто лесть. Но последующие слова Иисуса удалили все сомнения, которые могли возникнуть у Нафанаила. Когда Иисус сказал: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя», Нафанаил понял, что находится в присутствии Всеведущего Бога. Он воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Так как смоковницы в той местности растут высокими, их часто сажали возле дома, чтобы в их тени можно было спокойно отдохнуть от домашних дел. Нафанаил, должно быть, размышлял и молился в тени этого дерева, когда к нему пришёл Филипп.
В любом случае, Иисус не только видел, где сидел Нафанаил, но и знал, о чём он думал. По сути, Иисус сказал: «Я видел тебя в твоём потаённом месте и даже видел, что было у тебя на сердце». Нафанаил получил ответ на свои молитвы, и его поиски Мессии завершились. Так как его сердце было божественным образом подготовлено к поиску Мессии, он сразу же признал Его при встрече точно так, как благочестивый Симеон и Анна узнали в младенце Иисусе Сына Божьего (Лук. 2:25-38).

В-пятых: Иисус продолжал свидетельствовать о вере Нафанаила: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: „Я видел тебя под смоковницей“» (Иоан. 1:50). И Иисус, и Нафанаил знали, что именно демонстрация всеведения Иисуса убедила Нафанаила в Его мессианстве. Желая укрепить веру Нафанаила, Иисус продолжил: «„Увидишь больше этого“ (ст.50). И говорит ему: „Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому“» (ст. 51).

Эта демонстрация всеведения Иисуса покажется Нафанаилу незначительной по сравнению с теми чудесами божественной силы, свидетелем которых он станет вскоре.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *