Тема №25. Церковь и общество
в Вероучение ХВЕ на 13.09.2013
На основании Писания мы понимаем, что истинное отечество человека не в этой жизни. Но наше жительство на небесах зависит от нашего жительства здесь, на земле, и особенно от того, как мы исполняли Божье призвание в нашей жизни. Мы не должны просто ожидать Царства Божьего, ничего не делая, но обязаны служить Богу через служение людям. Смысл жизни каждого: «Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Ближний – это, прежде всего, тот, кто рядом с нами, то есть наша семья, соседи, народ.
Христианин призван Богом любить свой собственный народ. Любовь к своему народу называется патриотизмом. Это слово происходит от латинского «патриа», что означает «отечество». Не нужно путать патриотизм с национализмом (возвышение своего народа над другими), или с шовинизмом (ненависть к другим народам), или с расизмом (презрение к другим расам). Патриотизм – это благородная любовь к своей стране и ко всему, что ее составляет: к народу, его культуре, истории и т.д.
Книги Священного Писания полны примеров настоящего патриотизма, как, например, ветхозаветный герой Неемия. Он посвящает свою карьеру, свои богатства и даже рискует жизнью ради восстановления родной страны. Христианин призван отождествлять себя со своим народом и брать ответственность за свою страну, трудиться для блага своего народа, бороться со всякой тьмой, которая пытается помешать осуществлению Божьего предназначения для его народа.
Рассмотрим некоторые явления социальной жизни и отношение Церкви к ним:
1. Отношение к политике
Мы должны понимать, что Бог определил для Церкви особую и значимую роль в обществе – быть «столпом и утверждением истины» 1Тим. 3:15, являть и утверждать власть Царства Божьего. Но неверно считать, что эта власть будет установлена на земле путем политических преобразований: через христианского президента, парламент, принятие соответствующих законов. Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего…» Ин. 18:36. Мы верим, что духовное возрождение и оздоровление общества достигается не путем насилия, совершения революций или создания политических партий, но провозглашением Евангелия и действием Духа Святого.
Церковь сама по себе должна находиться вне политики, но это не означает, что верующие люди отделены от жизни общества и участия в политической деятельности. Мы признаем, что христианство не противоречит достойной и активной гражданской позиции, но напротив – они неотделимы, и истинный христианин – это самый лучший и преданный гражданин своей страны.
Функция любого государства – защита жизни каждого гражданина, его свободы и права частной собственности; принятие справедливых законов и обеспечение правосудия для всех. Это Богом установленные принципы, и мы, как церковь, призваны молиться и отстаивать их так, чтобы земные власти и начальства всякого уровня руководствовались именно этими принципами. Будем помнить, что «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» Пр. 21:1. Самые главные решения рождаются и принимаются не в резиденциях земных правителей, а перед престолом Божьим!
В Библии есть примеры того, как верующие, занимая важные посты в государстве, становились благословением для всей страны (Иосиф, Даниил). Поэтому и христианам, занимающим ответственные должности в государственных учреждениях или избранным в представительные органы власти, должно использовать свои христианские убеждения и таланты для блага всего общества.
Помимо этого, участвуя в политической жизни своей страны через голосование во время выборов и референдумов, каждый христианин молитвенно принимает решение, за кого и за что голосовать, стремясь к тому выбору, который будет содействовать утверждению справедливости, развитию свободы и распространению Евангелия Иисуса Христа.
Священнослужитель не может быть членом политической партии, так как он служит людям различных взглядов и мнений.
2. Отношение к клонированию человека
Попытки искусственного создания человека мы считаем недопустимыми. Подобные деяния противоречат действиям Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека уникальности и свободы, низводя его до уровня материала для экспериментов. Клонирование человека извращает естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования.
3. Отношение к эвтаназии
Термин «эвтаназия», что переводится как «легкая смерть», подразумевает всякое действие или, наоборот, бездействие, которое по своей сути или намерению приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания. Существует два вида эвтаназии:
- Пассивная эвтаназия представляет собой прекращение подачи питания или отключение систем, поддерживающих жизнь безнадежно больного человека.
- Активная эвтаназия– это прекращение жизни человека с целью освобождения его от страданий путем введения ему яда или другими методами.
Mы, как христиане, осознаем, что время нашей кончины находится в руках Господа. Смерть является естественным, хотя и печальным моментом нашей нынешней жизни.
Исходя из учения Библии, прекращение жизни по просьбе страдающего нельзя определить иначе как самоубийство. В случае, если эвтаназия совершается по настоянию родственников или лечащего врача, это можно рассматривать как убийство.
Человек должен дорожить жизнью как даром Божьим и может использовать достижения медицины для ее продления.
Доводы о бессмысленности страданий не всегда основательны, так как нередко именно они побуждают умирающего к покаянию, сопровождаются душевным просветлением, пробуждают желание примириться с Богом и ближними. Только Бог, дарующий человеку жизнь, имеет право забрать ее в тот момент, в который Он сочтет нужным. Мы, как христиане, обязаны заботиться о наших ближних, стариках или безнадежно больных, до последнего их вздоха.
Видя мучения больного и зная, что он в мире с Богом, и если не происходит облегчения страданий, мы считаем возможной молитву о том, чтобы Господь забрал его к Себе.
4. Отношение к наказанию за преступления
В Библии мы видим, что воля Божья состоит в том, «чтобы каждый отвратился…от насилия» Ион. 3:8.
Преступники не должны чувствовать себя безнаказанными. Государственные (в том числе правоохранительные) органы призваны способствовать укреплению законности и гарантировать, насколько это возможно, неотвратимость справедливого возмездия: «… беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» Ис. 3:11.
Государство должно стремиться к максимальной справедливости и законности выносимых приговоров, поскольку Господь Бог через Библию говорит: «Я, Господь, люблю правосудие…» Ис. 61:8.
Вместе с тем наказание не всегда приводит человека к раскаянию. Он может совершать преступления вновь и вновь. Сдерживающим фактором является применение в особых случаях высшей меры наказания. Церковь христиан веры евангельской не приветствует применение смертной казни в качестве такой меры, так как она не дает преступнику возможность измениться, раскаявшись в своих грехах и примирившись с Богом. Кроме того, возможны случаи, когда данная мера наказания может применяться к невиновному человеку (например, из-за следственной ошибки).
5. Отношение к воинской службе и к самозащите
Прежде всего, мы выступаем против насилия, агрессии и неоправданного применения силы независимо от того, против кого и в каких ситуациях она применяется, особенно с использованием армии: «… ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» Мф. 26:52.
Вопрос принятия воинской присяги решается лично каждым христианином с учетом миролюбивой позиции церкви и конституционного права граждан Республики Беларусь на альтернативную службу.
Вместе с тем, пока на земле существует зло, необходимы милиция и армия для поддержания порядка и мира. Для христиан, чей род деятельности связан со службой в армии или в органах правопорядка, Библия говорит о том, что они не обязаны оставлять эту службу, но поступать справедливо, быть миротворцами, защищая законопослушных граждан и свой народ. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите…» Лк. 3:14.
Христианин имеет право на самозащиту, защиту своих близких и имущества. Действия, предпринимаемые в таких случаях, должны быть адекватными существующей угрозе. Не должно быть места мщению.
Любой несправедливости можно противиться, применяя протест и обращение в суд. Апостол Павел обратился в суд, когда его несправедливо обвинили: «Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело» Деян. 24:10.