Тема №1. История пятидесятнического движения
в Вероучение ХВЕ на 01.09.2013
I. Возникновение пятидесятничества
Христиане веры евангельской – одна из крупнейших конфессий в мире. По данным аналитического журнала Sojourners Magazine (август 2006г., издается в г. Вашингтон, США), их в мире насчитывается около 580 миллионов (к сведению, православных христиан – около 170 миллионов (из речи Алексия II в 2006г.), католиков – 1,038 млрд. человек). История пятидесятнических церквей является неотъемлемой частью всего христианского мира. Это движение не является чем-то новым в истории христианства. Деяния Апостолов описывают собрания первых христиан, которые молились на иных языках. Проповедь Евангелия сопровождалась чудесами и знамениями, производимыми Святым Духом. Об этом свидетельствуют такие признанные авторитеты в христианском мире, как Ириней Лионский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий.
Духовные проявления в практике пятидесятнических церквей (говорение на иных языках, пророчества, исцеления, видения, изгнание нечистых духов и др.) находят свое подтверждение в учении Иисуса Христа, апостолов и в практике ранней христианской церкви. Указанные проявления есть действие Святого Духа, подтвержденное Словом Божьим.
К сожалению, в последующие века церковь Христова утратила не только истинное проявление Духа Святого, но и многие истины Священного Писания. В 1054 году церковь разделилась на Западную и Восточную, или Католическую и Православную. В XVI веке внутри Католической церкви возникло протестантское движение. Именно тогда заговорили о возврате к учению Христа и Его апостолов. Но на протяжении всей истории церкви были люди, искавшие исполнения обетования об исполнении Духом. Так, например, в XIII-XIV веках христиане из движения вальденсов во Франции говорили на иных языках. Были в действии дары пророчества, исцеления. Примером этого может быть Винсент Феррари (1350-1419), который говорил на иных языках и имел дар пророчества, а также Бог через него совершал чудеса. На территории Руси люди также искали действий Духа Святого. Есть исторические свидетельства, относящиеся к 1772 году, в которых говорится о пророчествующих и говорящих на иных языках в движении христоверия. Среди молокан в 1833 году имело место массовое излияние Духа Святого с говорением на иных языках. Есть сведение о крещении Святым Духом и проявлении духовных даров среди русских и армян во второй половине XIX века. В начале XX века Бог начал восстанавливать истину о крещении Духом Святым по всему миру. Христиане разных конфессий все больше начали искать крещения Духом Святым. 9 апреля 1906 года в США в городе Лос-Анджелесе группа молящихся христиан, пережив духовное крещение, заговорила на иных языках. Этот день принято считать днем зарождения нового движения в христианстве, которое затем было названо пятидесятническим в память о сошествии Духа Святого на апостолов во время Ветхозаветного праздника Пятидесятницы.
II. История церквей христиан веры евангельской в Беларуси
Пятидесятнические церкви в Беларуси появились перед Первой мировой войной на Витебщине и Могилевщине. В 20-е годы XX столетия это движение охватило Западную Беларусь, вошедшую в результате Рижского мира в состав Польши. Первопроходцами были Григорий Красковский и Степан Ярмолюк, которые выехали на заработки в Америку, где и уверовали в Бога. В 1919 г. Красковский вернулся на родину и начал проповедовать Евангелие в окрестностях Новогрудка. А в 1923 г. вернулся в Орехово (Брестский повет) Степан Ярмолюк, и уже через год основанная им община насчитывала более сотни членов.
В 1924 году в Кременце состоялся первый съезд пятидесятников Польши, на который собрались проповедники и служители из Западной Украины и Западной Беларуси.
В 1924 году (по некоторым данным, в 1922 г.) в районе Молодечно и Радошковичей начал проповедовать Станислав Недвецкий. В следующем году были образованы первые церкви – в деревнях Путники, Петюли и Красовщина.
В 1928 г. в Данциге (ныне Гданьск) начала работу Восточно-Европейская миссия «Ассамблей Божьих», которую возглавил Густав Шмидт. Для подготовки служителей при миссии действовали библейские курсы. На их основе в 1930-х гг. в Данциге был открыт Библейский институт, который окончили многие будущие руководители белорусских церквей ХВЕ: И. Косак, И. Кульбицкий, П. Володько, А. Ключник, Г. Селюжицкий и др. Восточно-Европейская миссия издавала разнообразную религиозную литературу, а также журналы «Путь веры» и «Примиритель».
В 1929 г. в селе Старая Чолница на Волыни был образован Всепольский Союз христиан веры евангельской, который объединил белорусские, польские, немецкие и украинские церкви пятидесятников в один Союз. Председателем Союза ХВЕ избрали Артура Берхгольца. Среди 13 членов руководства Союза были 4 белоруса: Даниил Комса, Степан Ярмолюк, Григорий Красковский и Онуфрий Мазало.
В 1930 г. к Союзу ХВЕ присоединились примерно тысяча евангельских христиан из Пинского повета.
Распространение церквей христиан веры евангельской проходило в нелегких условиях. В Восточной Беларуси, входившей в состав СССР, пятидесятнические церкви были фактически уничтожены. В Западной Беларуси польские власти также чинили христианам веры евангельской различные препятствия. Организовывать богослужения можно было лишь в закрытых помещениях и только для верующих. Общины ХВЕ часто испытывали трудности при получении разрешений на проведение религиозных собраний.
Однако даже в таких условиях христиане веры евангельской примерно из 100 церквей Беларуси объединились в четыре районных объединения: Полесское, Новогрудское, Виленско-Молодечненское и Брестско-Пружанское.
С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 г. центр Союза ХВЕ в Лодзи и Восточно-Европейская миссия в Данциге практически прекратили свою деятельность. В нацистской Германии, как и в Советском Союзе, деятельность пятидесятнических церквей запретили. Одновременно с приходом Красной Армии в Западную Беларусь среди населения была развернута широкая антирелигиозная пропаганда. Однако церкви ХВЕ продолжали жить и действовать, а координацию их деятельности осуществлял заместитель председателя Всепольского Союза ХВЕ Иван Калинникович Панько. Начавшаяся в 1941 г. немецкая оккупация принесла новые страдания белорусскому народу. Не минула эта чаша и христиан веры евангельской. Так, в 1943 году был арестован и расстрелян немцами один из организаторов пятидесятнического движения – Станислав Недвецкий.
В 1944 г., после прихода Советской Армии, в Вильне был создан Республиканский церковный совет ХВЕ Беларуси и Литвы, возглавляемый И.К.Панько. Совет начал ходатайствовать перед властями СССР о регистрации церквей ХВЕ. Однако советское государство, рассматривая пятидесятников как «чуждый Советской власти элемент», отказывалось их регистрировать. По инициативе Совета по делам религиозных культов при СНК СССР начались переговоры о вхождении христиан веры евангельской во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В августе 1945 г. после длительных обсуждений руководители церквей ХВЕ Беларуси и Украины И. Панько, С. Вашкевич, А. Бидаш, Д. Пономарчук подписали «Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами баптистами в один союз», или, как иначе его называли, «Августовское соглашение». После его подписания начался процесс объединения, который вызвал недовольство с обеих сторон. Ряд общин ХВЕ отказались от регистрации. По данным Совета по делам религиозных культов, в 1946 г. в БССР присоединились к ВСЕХБ 83 церкви ХВЕ, а 28 церквей действовали нелегально.
60-е годы ознаменовались новой волной преследований верующих. В 1960 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». В рамках реализации этого постановления был разработан план о прекращении деятельности всех пятидесятнических общин. Именно в это время в прессе стали публиковаться материалы об «изуверах-пятидесятниках» и совершаемых ими «жертвоприношениях». Эти годы стали очередным испытанием веры для многих руководителей пятидесятнических общин Беларуси. Судебные процессы проходили в Пинском, Столинском, Березовском и других районах. С 1961-го по 1964 год только в Могилевской области, где действовало 13 общин ХВЕ, к уголовной ответственности за религиозную деятельность были привлечены более 20 человек.
В середине 1970-х годов власти пошли на уступки и разрешили церквам ХВЕ регистрироваться автономно. В этот период были зарегистрированы церкви ХВЕ в Кнотовщине, Пинске, Орше, Поставах, Минске, Несвиже, Пружанах. Таким образом, часть церквей находилась в подполье, часть – в составе ВСЕХБ, и часть была зарегистрирована автономно.
18 ноября 1989 года представители 118 церквей христиан веры евангельской собрались на конференцию в Минске и приняли решение о создании Союза ХВЕ Беларуси, избрав старшим пресвитером Николая Яковлевича Куркаева. Устав Союза христиан веры евангельской в Республике Беларусь и решение о его регистрации были приняты на I съезде, прошедшем в Минске 8 февраля 1991 года. В марте этого же года в Москве прошел I съезд ХВЕ СССР. Председателем Союза христиан веры евангельской СССР был избран Роман Иванович Билас, а его первым заместителем – Н. Я. Куркаев. В связи с отъездом Н. Я. Куркаева в Москву председателем Союза ХВЕ Беларуси в 1991 году был избран Федор Кондратьевич Марчук, который в 1997 году ушел в вечность. В том же году на III Съезде епископом Союза ХВЕ в РБ был избран Сергей Сергеевич Хомич, который несет это служение по настоящее время.
В период с 1991-го по 2001 годы было открыто более 300 новых церквей в городах и деревнях Беларуси. На 1 января 2006 года в 480 зарегистрированных церквах нашего братства насчитывалось 31018 человек, заключивших завет с Господом через водное крещение. Вместе с детьми и приходящими богослужения посещают более 53 тысяч человек. В 400 воскресных школах учатся более 15000 детей.
В сентябре 1996 года был открыт Теологический институт.
С 1996 года стал издаваться журнал «Благодать», печатный орган Союза ХВЕ в Беларуси.
7 мая 2007 года Союз ХВЕ в Республике Беларусь был переименован в Объединенную Церковь христиан веры евангельской в Республике Беларусь, которая сегодня является самым крупным в стране евангельским объединением и второй по числу общин конфессией Беларуси. Как и ее предшественники много столетий назад, она продолжает нести евангельскую весть своему народу.
1 comment Читать обсуждение
Розалия
Слава Богу! Очень рада Вашему служению.