Тема №24. Практика богослужения
в Вероучение ХВЕ на 13.09.2013
I. Сущность богослужения
«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Ин. 4:23:24.
Смысл и назначение богослужения в евангельских церквах заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, поклоняющейся Ему «в духе и истине». В этом главная цель существования Церкви и ее служений – прославлять и поклоняться Богу, ведь все было сотворено Им и для Него. Поклоняться – значит простираться, оказывать почести, благоговеть, с верою служить. Поэтому, собираясь вместе в определенный день недели, мы, христиане, выражаем нашу благодарность и любовь к Богу в молитвах и пении, обращаемся к Нему с просьбами и ходатайствами о совершении новых благих деяний и «оказании благовременной помощи».
Его Слово есть истина, поэтому поклонение в истине – это поклонение в соответствии с Божьим Словом.
II. Организация богослужения
Проведение богослужения в любой группе верующих всегда требует предварительного молитвенного определения порядка следования элементов служения. Особенно когда богослужение проходит в многочисленной по количеству людей поместной церкви. В 1Кор. 14:26-40 Библия учит не только правильному применению даров Святого Духа, но и упорядочению в самом собрании: «…потому что Бог не есть [Бог] неустройства (пер. – беспорядка, непостоянства, смятения), но мира…только все должно быть благопристойно и чинно (пер. – соответствовать порядку)» ст. 33, 40.
В этих словах нет и намека на то, что надо ограничивать проявление Божьей благодати в ходе собрания. Напротив, избавляясь от хаоса, уделяя внимание организации служения, ища откровения Святого Духа, мы способствуем работе Господа в сердцах верующих. Ни один из элементов богослужения – молитвы, прославление, проповеди, свидетельства, сбор пожертвований – не должен потерять своей значимости и быть в пренебрежении. Свобода служения заключается не в том, что все само собой устроится, а чтобы Святой Дух мог свободно действовать в собрании.
III. Элементы и порядок богослужения
1. Содержание и форма
Поклонение Господу, поддержка и наставление верующими друг друга, обращение неверующих должны быть центром жизни и богослужений церкви. Но Священное Писание ничего не говорит нам в отношении того, в какой форме мы должны это делать. Оно указывает на содержание, но не на конкретные формы служения. Поэтому важно, чтобы формы служения, избираемые и используемые церковью, «говорили сердцу» как нынешних членов наших церквей, так и тем, кто станет ими в будущем. Нет содержания без форм, поэтому мы должны выбирать их с мудростью и любовью. Так, изменение и развитие форм поклонения Богу предусматривает, что церковь должна учитывать и потребности молодежи, но при этом не следует бездумно отбрасывать традиции, привычные для старшего поколения.
Бог предостерегает нас как от формализма, который препятствует живому присутствию Господа, так и от либерализма, когда использование мирских форм и подходов к богослужению приводит к духовной смерти верующих и уничтожает наше евангельское свидетельство для этого мира.
2. Практическое руководство
1) Количество богослужений среди недели определяет поместная церковь, принимая во внимание, что одного воскресного дня не достаточно. Кроме того, церковь отмечает дни особых событий, связанных с личностью Иисуса Христа: рождество Иисуса Христа; воскресение Иисуса Христа; сошествие Духа Святого на Церковь.
Проведение служений в дни других праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа, и их календарная дата (старый или новый стиль) определяется поместной церковью.
2) Служение должно быть единым целым, не разорванным на отдельные части или искусственно затянутым. Рекомендуемая продолжительность собрания – 1,5–2,5 часа.
3) Служение начинается общей молитвой церкви, после которой пастор, либо один из его помощников, совершает молитву благословения всего хода служения и провозглашает покров и защиту Крови Иисуса Христа на всех присутствующих в собрании людей. Это позволяет иметь четко выраженное начало служения и служит дополнительным стимулом для верующих не опаздывать, но приходить вовремя на собрание.
4) Общее пение церкви может вести хор или группа прославления как в сопровождении музыкальных инструментов, так и без них. Характер и тематика песен должны соответствовать духу собрания, их цель – прославить Бога и ввести церковь в Его присутствие. Поэтому мелодии и слова песен могут выражать и наше благоговение, и радость, и любовь, и благодарность, но должны быть простыми и доступными для общего исполнения. Время песенного прославления – не более 30 минут.
5) Слово Божье дает множество различных примеров выражения поклонения и проявления наших эмоций. Поэтому можно выражать наши чувства смирения, радости, ликования через преклонение колен (Еф. 3:14), восклицания («аминь!», «аллилуйя!», «слава Богу!» Пс. 105:48), поднятие рук (Пс. 133:2). Допускаются как выражение хвалы Господу рукоплескания (Пс. 46:2). Учитывая исторические и культурные традиции нашего народа, не рекомендуется использовать в общецерковных богослужениях танцы и другие, чрезмерно активные формы поклонения.
6) Служение Слова или проповедь Евангелия является основанием и центром всего служения. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» Мал.2:7.Именно через проповедь происходит утешение и наставление церкви, обличение в неправедности, призыв к труду и личной святости. В богослужении может быть несколько проповедей, но одна из них – основная, глубоко и подробно раскрывающая библейские истины, ту или иную тему, актуальную для жизни церкви. С точки зрения восприятия слушающими и необходимости полноценно раскрыть тему рекомендуемое время основной проповеди в богослужении 30-40 минут.
3. О траурном служении
Траурное (погребальное) служение не является священнодействием, потому что для самого усопшего оно уже не имеет никакого значения. Местом его проведения могут быть: дом (квартира), специальный зал общественного помещения, молитвенный дом или место захоронения. Подобные служения проводятся, прежде всего, для утешения родственников и близких усопшего, оказания внимания им в трудную минуту утраты, принятия участия в их скорби, вселения надежды на то, что будет встреча с нашими родными и близкими, умершими во Христе, у Господа: «не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» 1Фес. 4:13, 14.
Для людей, не уверовавших в Иисуса Христа, отвергавших Его спасительную благодать, участь после смерти – вечное отделение от Бога, и изменить ее после физической кончины невозможно. Однако мы не вправе абсолютно утверждать, где будет конкретная душа проводить вечность — это определяет сам Господь, как Праведный Судья: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, который и осветит скрытое во мраке…» 1Кор. 4:5. Если человек свою сознательную жизнь посвятил Христу или же совершил покаяние в конце своей жизни, то это дает нам право верить, что, переступив порог физической смерти, он будет с Господом. Есть случаи, когда только в последний миг своей жизни человек раскаивается и принимает Христа (случай с разбойником на кресте Лк. 23:39-43), но этот момент может быть нам неизвестен. В ситуации, когда умирает ребенок, неспособный в силу своего возраста осознанно обратиться ко Христу, Библия дает нам надежду, что Бог принимает его к Себе, «ибо таковых есть Царствие Божие». В любом случае, даже при смерти неверующих людей, церковь по просьбе верующих родственников может помочь совершить похороны, поддержав своих членов.
При проведении траурного служения необходимо помнить, что слово, читаемое и произносимое на погребении, обращено не к усопшему, но к живым, как увещевание, напоминание о бренности земной жизни и призыв к покаянию и вере (но тактично, без давления и навязчивости). Также произносятся свидетельства, совершаются молитвы и поются христианские гимны с соответствующей моменту тематикой – о небе, об утешении страждущих, о воскресении, о надежде в Боге.
Организовывая подобное служение, мы должны быть свободными от обязательных культурных традиций (суеверий) нашего народа. К таковым относятся: обязательное зажигание свечей; участие (неучастие) родственников в выносе гроба; вынос в положении усопшего «ногами вперед»; пересечение пути следования процессии; развязывание рук или ног покойного; бросание земли в могилу; обязательное прикосновение родственников во время расставания к телу умершего или его целование; проведение ночи с усопшим в месте, где он проживал; соблюдение 2-го, 9-го или 40-го дней и др. Не должно быть действий, имеющих языческое происхождение, таких как завешивание зеркал, остановка часов, употребление специальной ритуальной пищи (кутьи или супа и т.п.) или оставление пищи усопшему, фраз при погребении типа: «да будет земля ему пухом» и др. Слово Божье учит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными…» 2Кор. 6:14.
При погребении усопшего мы считаем по-библейски более правильным предавать его тело земле, а не кремировать: «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» Быт. 3:19.
4. О елеепомазании
«Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. 6:12-13. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. 5:14-15.
В иудаизме применение елея в медицинских целях было распространенным явлением. Больной иудей чаще всего шел не к доктору, а к раввину, который помазывал его маслом и произносил над ним молитву. И помазание на служение (царя, священника, реже пророка), и помазание больного человека (вне зависимости от того, какая часть тела была больна) совершалось одинаково – возлиянием елея на голову.
Церковь также в течение многих веков использует помазание елеем для исцеления больных. Но здесь это помазание представляет собой силу и присутствие Святого Духа и применяется символически для сверхъестественного исцеления по молитве веры. Помазание елеем больного показывает в первую очередь готовность человека принять помощь от Бога.
Практика применения
1. В качестве елея помазания применяется оливковое масло (возможно добавление в него ароматических веществ), над которым группой пасторов была совершена молитва благословения. Неприемлемым является использование елея, который реализуется за деньги отдельными пасторами, и его неограниченное применение всеми верующими.
2. Молитва с елеепомазанием за исцеление больного может совершаться только епископами, пасторами и рукоположенными на служение диаконами церкви. При необходимости перед молитвой за исцеление больному может быть предложено исповедание. (Мф. 9:2-7)
3. Вне зависимости от того, какой болезнью поражен человек и за исцеление каких органов его тела совершается молитва, елей наносится только на голову больного путем помазания (натирания) ее лобной части. Нет необходимости наносить елей непосредственно на те или иные части тела больного, так как исцеление и восстановление происходит по молитве веры, сверхъестественно, через действие Святого Духа.
4. Недопустимо применение елея для помазания предметов, домов или животных. Неприемлемым является также помазание одержимых людей и как подготовка человека к смерти.
Допускается елеепомазание во время молитвы рукоположения на священнодействия.