На пути к страданиям
от Александр Гулько на 10.07.2012 в От Матфея
Матфея 20:17-19. В этом отрывке Иисус дает третье, (см. 16:21; 17:22-23) и последнее, предсказание о Своих предстоящих страданиях, смерти и воскресении. Он просто излагает то, что очень скоро стало историческим фактом.
Смерть и воскресение Иисуса Христа составляют главные события библейского откровения, как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Именно эти два исторических события, а также некоторые другие, связанные с ними, Иисус снова предсказывает Двенадцати как неизбежные.Он хотел, чтобы ученики поняли, что все эти события, какими бы ужасными они ни были, являются частью Божьего плана искупления и истинной причиной Его прихода на землю.
Для большинства евреев в те дни, как и для большинства евреев сегодня, идея о страдающем и умирающем Мессии была немыслимой, полной противоречия. Ученики, как и их собратья-евреи, ожидали не агнца, а льва.
17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им: 18а«Вот, мы восходим в Иерусалим…
То, что Иисус отозвал двенадцать учеников одних, означает, что они путешествовали в сопровождении других людей, вероятно, большой толпы. Ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Марк. 10:32). Они считали, что в этом не только не было необходимости, но, что со стороны Иисуса было безрассудно даже помышлять о посещении Иерусалима.
18б …и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; 19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет».
Иисус шел в Иерусалим для того, чтобы «[совершилось] все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» (Лук. 18:31). Теперь Он решительно шел навстречу исполнению пророчеств. Они действительно были кульминацией Божьего плана искупления:
Через Моисея Бог предсказал, что ни одна из костей Мессии не будет сокрушена (Исх. 12:46);
Через псалмопевцев Он предсказал, что:
– на кресте Мессия будет пронзен (Пс. 21:17),
– о Его одежде будут бросать жребий (Пс.21:19),
– Ему будут давать пить уксус (Пс. 68:22),
– Он будет кричать от боли (Пс. 21:2),
– Он воскреснет из мертвых (Пс. 15:10),
– Он вознесется на небеса (Пс. 109:1).
Захария предсказал, что:
– Мессия въедет в Иерусалим на осленке (Зах. 9:9),
– Его предадут за тридцать серебреников (Зах. 11:12),
– Его оставят друзья (Зах. 13:7),
– Его пронзят (Зах. 12:10).
Весь ход событий, представленных в Ветхом Завете с его прообразами и символами, требовал того, чтобы Мессия, Помазанник Господа, умер за грехи мира, который никогда не смог бы искупить себя от грехов. Смерть Христа называют «красной нитью Писания» – это высшая истина, которая вобрала в себя все остальные.
1. Когда Адам и Ева согрешили, они сразу же осознали свою наготу. Чтобы дать им кожаные одежды, нужно было убить животных. С самого начала вина и позор должны были покрываться жертвой. Это был первый величайший принцип искупления, изложенный в Писании. Но те шкуры, как и бесконечные жертвы после этого, были лишь символами. Они могли покрыть наготу человека, но не его грех.
2. Второй величайший принцип искупления, явленный Богом, состоит в том, что Он Сам усматривает необходимую жертву для человека. Бог повелел Аврааму принести в жертву Исаака, его единственного сына, через которого должно было исполниться божественное обетование. Авраам смог занести нож и был готов вонзить его в сердце Исаака, потому что был уверен, что Бог мог воскресить его сына из мертвых (Евр. 11:19). Когда Господь остановил руку Авраама и усмотрел овна, который занял место Исаака на жертвеннике, Авраам назвал это место жертвоприношения «на горе Иеговы усмотрится» (Быт. 22:14).
3. Третий величайший принцип искупления, который явил Бог, состоит в том, что приемлемая жертва должна была быть безупречной. Когда ангел смерти должен был пройти по Египту, поражая всех первенцев, Бог усмотрел для израильтян защиту: они должны были помазать косяки дверей и перекладины кровью непорочного агнца (Исх. 12:5-7).
4. Во время блужданий в пустыне, Бог открыл Моисею четвертый величайший принцип жертвоприношения: жертвоприношение является главным актом приемлемого поклонения. В деталях сложной системы жертвоприношений Бог показал Израилю, что жертва будет частью каждого акта истинного поклонения, потому что она открывает путь к Богу.
Но в требованиях и ритуалах Ветхого Завета эти принципы были лишь прообразами. Никакая жертва, предложенная человеком, не могла покрыть его грех, стать его заменой, быть нравственно и духовно безупречной, или стать приемлемым актом поклонения Богу. Только Бог мог предоставить такую жертву, и на эту божественную жертву символически указывали все остальные жертвы. И когда такая совершенная жертва была принесена, все остальные жертвы потеряли свое значение. Когда Иисус умер на кресте, завеса в храме разорвалась надвое и система жертвоприношений потеряла свою силу. Прошло менее сорока лет, и с разрушением храма в 70-м году по Р.Х. исчезла даже возможность приносить ветхозаветные жертвы.
Ученики знали, что идут в Иерусалим, чтобы праздновать Пасху вместе с Иисусом, но они и не предполагали, что Иисус являлся последним и единственным истинным Пасхальным Агнцем. Они все еще думали о льве, а Он думал об Агнце. Они думали о Царстве, а Он думал о жертве. Они думали о славе, а Он думал о страданиях и смерти.
Ученики не понимали в полной мере ветхозаветного учения о Мессии, как не понимали они и того, что Иисус постоянно говорил им о Себе. Даже после воскресения Он упрекнул двух учеников за то, что они недопонимали того, что было давно открыто в Писании: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы верить всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:25-26).Немногим позже Иисус говорил одиннадцати ученикам и некоторым другим верующим, собравшимся с ними в Иерусалиме: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (ст. 46).
Павел должен был напоминать коринфским христианам о главной истине, которой он многократно их учил, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию»(1 Кор. 15:3-4).Много лет спустя Петр напоминал верующим, которым он писал, что: «к этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:10-11).
Страдания и смерть Иисуса всегда были в Божьем плане:
1. Когда Иисусу было всего несколько недель от роду и родители принесли Его в храм, чтобы представить Господу, благочестивый Симеон сказал Марии: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и тебе самой оружие пройдет душу» (Лук. 2:34-35).
2. Иоанн Креститель объявил о начале служения Иисуса следующим образом: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).Икаждый еврей, слышавший эти слова, знал, что Иоанн говорил о жертвенном агнце.
3. В своем великом видении на острове Патмос, Апостол Иоанн видел, что «стоял Агнец как бы закланный», и слышал, как великие множества ангелов «говорили громким голосом: „Достоин Агнец закланный“» (Откр. 5:6, 12).
Иисус шел в Иерусалим, потому что именно там Он должен был отдать Себя в жертву за грехи мира, в полном соответствии с Божьим планом, явленным в Писании.