Не судите
от Александр Гулько на 25.04.2014 в От Матфея
В Евангелии от Матф 7:1-6 Иисус говорит: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
1. Как и другие части Нагорной проповеди, данный отрывок противопоставляется учению книжников и фарисеев, чья лицемерная самоправедность представляла собой полную противоположность истинной праведности Бога. Ко времени рождения Христа традиции заняли такое авторитетное место в иудаизме, что в сознании многих евреев они фактически вытеснили Писание (Мтф. 15:6; ср. 15:2).
Помимо всех прочих грехов, порожденных самоправедностью, книжники и фарисеи обладали еще и духом жестокого осуждения. Они оценивали окружающих согласно своей лицемерной системе ценностей — основываясь на внешнем и поверхностном. (Ин.7:24; 8:15).
2. В притче о фарисее и мытаре, пришедших в храм помолиться, дана классическая иллюстрация лицемерного осуждения. (Лук. 18:11-14).
Когда кто-то возвышает себя в собственных глазах, все остальные, естественно, унижаются. Фарисеи делали все для того, чтобы возвыситься в своих глазах.
Ложное толкование.
1. Ни в этом отрывке, ни где-либо еще Христос не выступает против существования судебной системы, как утверждал русский писатель Л.Н.Толстой. И Ветхий, и Новый Завет поддерживают не просто право, но божественную необходимость человеческих судов (например, Втор.19:15-21; Рим.13:1-7).
2. Следует заметить, что данный отрывок часто ошибочно используется с целью призвать верующих не судить и не критиковать никого и ни при каких обстоятельствах. Божьи пророки всегда были смелы в своих высказываниях и шли наперекор общественному мнению. И Божий народ часто не принимал их. Реформаторы Церкви в XVI веке были людьми жестких принципов и убеждений, без которых протестантская Реформация не была бы возможной.
Ниже Иисус предостерегает: «Берегитесь лжепророков» (Мтф.7:15). То есть нам необходимо различать тех, кто говорит от Бога, а кто говорит не от Него. Иисус велел обличать согрешающего брата наедине, а если он не раскается, взять с собой одного-двух свидетелей, а когда и это не помогает, вынести дело на суд церкви. Если грешник все равно не слушает, его следует отлучить от церкви и «да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мтф.18:15-17).
3. В послании Римлянам 16:17-18 Павел обращается к верующим. Он также наставляет святых «не общаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или грабителем; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор.5:11). Все эти повеления, прежде чем мы им подчинимся, требуют от нас определенных суждений.
Безразличие к греху — это проявление не любви, а ненависти. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17). Нежелание обличать грех ближнего равноценно нежеланию предупредить его о серьезном заболевании с уже заметными симптомами. Человек, не предостерегший друга, не любит его по-настоящему
Осуждение книжников и фарисеев.
1. Иисус говорит о самоправедном, эгоистичном осуждении и безжалостном порицании, которое практиковали книжники и фарисеи. Они вовсе не пытались помочь ближнему перейти от греха к святости, но брали на себя смелость обрекать людей на вечное осуждение.
2. Кроме того, Писание многократно предостерегает нас от вынесения поспешных суждений о человеке, если мы не знаем всех обстоятельств человека и того, что у него на сердце. «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит. 18:13). Иногда то, что представляется греховным, на деле таковым вовсе не является.
«Не судите, да не судимы будете» (Мтф.7:1)
1. Иисус напоминает книжникам и фарисеям, что они не являются судом в высшей инстанции. Порицая мотивы другого человека и вынося ему приговор, мы берем на себя обязанности Бога. (Рим.14:4).
2. За исключением тех случаев, когда человек насаждает лжеучение или живет по не библейским принципам, мы не должны судить служение людей, их учение, жизнь, и уж тем более их мотивы, используя при этом мнимые, нами же разработанные нормы. Иаков предупреждает «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12).
3. Безжалостно осуждая людей только потому, что их поступки не вмещаются в наши мерки или потому что видим в них неправедные мотивы, мы выносим приговор, который вправе вынести только Бог. Спаситель не призывает нас отказаться от критического мышления, Его задача — предостеречь нас от искушения брать на себя роль Бога.
«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мтф.7:2)
1. Часто люди запросто осуждают окружающих, потому что ошибочно думают, что сами они лучше остальных. Фарисеи считали себя свободными от суда, поскольку верили в свое полное соответствие божественным нормам. Проблема была в том, что эти нормы были человеческими, придуманными фарисеями и подобными им законниками, и ничего общего с Божьим совершенным и святым законом они не имели.
2. Иисус утверждает, что Бог будет судить нас тем же судом, каким мы судим окружающих. Принимая на себя роль верховного, всеведущего судьи, мы тем самым заявляем о своей компетентности — то есть, что мы знаем и понимаем все обстоятельства, факты и мотивы. (Рим. 2:1-2).
3. Осуждение опасно как для жертвы, потому что против этого человека складывается определенное предубеждение, так и для судьи, потому что какой мерой он мерит, такой и ему будут мерить.
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Мтф. 7:3-5)
1. Самоправедность является ужасным, вопиющим грехом, всегда слепым к своей собственной греховности. Именно в этом грехе обвинял Иисус книжников и фарисеев не только в Нагорной проповеди, но и на протяжении всего Своего служения. Лицемерная праведность — это грех слепоты или необычайно искаженного зрения, потому что она, прямо смотря на собственный грех, видит лишь непорочность.
2. Самоправедность всегда стремится к тому, чтобы оправдать себя и обвинить других. Поступая так, человек притязает на роль Бога, оценивая свою личность на основании собственных норм и личного мнения. Фактически, Иисус говорит: «Остановись и подумай о собственном грехе! Как ты можешь обличать кого-то, если не видишь своей проблемы!» Лицемер «подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак.1:23-24).
3. Господь повелевает: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Сначала нам нужно исповедовать собственный грех и просить Бога об его очищении. Очистившись от своего греха, удалив бревно из своего глаза, мы будем способны ясно видеть грех брата и сможем помочь ему. Пример подобного баланса между смирением и желанием помочь другому показан в 50 Псалме. Сначала Давид молится: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня… Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня». А далее он восклицает: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (ст.12, 14-15). После того как Петр оправился после нравственного отступления, Иисус велел ему «утверждать братьев своих» (Лук.22:32).
Павел советует нам: «Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Мы не должны поступать, как лицемеры, — осуждая других и в то же время извиняя себя.
Понятно, что Иисус не отрицает всякий суд вообще. Наоборот, Он открыто призывает к праведному порицанию, запрещая лицемерное.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»(Мтф.7:6)
Чтобы повиноваться этому повелению, необходимо, в первую очередь, определить, кто псы и кто свиньи.
В библейскую эпоху собак редко держали в качестве домашних животных, как в наши дни. За исключением собак-пастухов, помогавших следить за овцами, псы были полудикими дворнягами и питались падалью и отбросами. Это были грязные, прожорливые, агрессивные, а зачастую и очень злые, запаршивевшие существа. Их боялись и презирали. Иудей никогда бы не кинул святыни, то есть мяса, принесенного в жертву в храме, псам. Часть жертвенного мяса сжигалась, часть съедалась священниками, а какую-то долю иудеи уносили домой для семейной трапезы. Оставленная на алтаре жертва была особой святыней, так как ее отделяли специально для Господа. И если никто из людей не смел притронуться к жертве, то, уж конечно, никому и в голову не пришло бы давать ее диким, грязным псам. Большего осквернения и придумать невозможно. Свиньи у иудеев считались символом нечистоты. Именно по этой причине Антиох Эпифан, принесший в жертву свинью на алтаре храма и заставивший священников съесть ее мясо, сотворил великую мерзость в глазах евреев. Это событие и послужило причиной восстания Маккавеев против Греции в 168 г. до Р.Х. Так как иудеи не приручали свиней, то в своей массе эти животные походили на псов. Они обитали на городских свалках и там добывали себе пропитание. Подобно бродячим собакам, свиньи были прожорливыми, злыми и грязными даже по «свинячим» нормам. Если бы вы попытались отнять у них добычу, они растерзали бы вас клыками и острыми копытами.
1. Здесь Иисус говорит о том, что некоторыми истинами и благословениями нашей веры не стоит делиться с людьми, крайне враждебно настроенными к Божьей истине. Эти люди — духовные псы и свиньи, не имеющие ни малейшего почтения к святому и праведному. Самые сокровенные истины, жемчужины (самый редкий драгоценный камень; см. Мтф.13:45-46) Божьего Слова, для них оскорбительная глупость.
Дикое животное, обеспокоенное только добычей пропитания, не оценит предложенный жемчуг. Несъедобный камень вызовет негодование зверя, и он вполне может наброситься на того, кто дал ему этот жемчуг. Псы и свиньи — это люди, чьи порочность и безбожие не позволяют им принять святыню Божью. Они попирают святое своими ногами и, обратившись, терзают Божий народ.
2. В жизни бывают моменты, когда проповедуемое нами Евангелие отвергается и высмеивается. В таком случае следует «отрясти прах от ног» (Мтф.10:14) и идти служить в другом месте. Бывает и так, что те, кому мы свидетельствуем, противятся Евангелию и хулят Бога. В таком случае у нас есть полное право осудить беззаконников. Мы должны последовать примеру Павла, который сказал: «Кровь ваша на главах ваших. Я чист; отныне иду к язычникам» (Деян.18:6). Когда люди не просто отвергают Благую весть, но высмеивают и оскорбляют ее, не стоит попусту растрачивать на них святыню Божьего Слова и драгоценный жемчуг истины.
3. Нужно просто доверить их Господу в надежде, что Святой Дух коснется их. Стих 6 в 7 главе Евангелия от Матфея — одно из суровых заявлений Христа. Мы должны серьезно отнестись к повелению и стараться исполнять его, потому что это воля Господа. Даже если человек не принимает Благой Вести или учит ложным доктринам, мы должны отвращаться от такового не с самодовольным «чувством глубокого удовлетворения», а с великим разочарованием и печалью — помня, как скорбел наш Господь, подходя к Иерусалиму в последний раз, и, «смотря на него, заплакал» о тех, кто не принял своего Царя (Лк.19:41-42). Избегая лицемерного осуждения и проявляя рассудительность, мы подтверждаем свою причастность к Небесному Царству.