Смерть Иоанна Крестителя
от Александр Гулько на 16.06.2013 в От Матфея
Матфея 14:1,2 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Когда же Ирод, наконец, услышал об Иисусе, то очень огорчился. Он думал, как он объяснил служащим при нём, что Иисус был Иоанном Крестителем, который воскрес из мёртвых. Так как Ирода мучила вина за то, что он убил Иоанна, он боялся, что Иоанн воскреснет из мёртвых, чтобы отомстить.
Матф. 14:3-5 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. и хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
Эти стихи воспроизводят события, произошедшие за год, или ещё раньше до этого, в самом начале служения Иисуса, когда Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу (см. Матф. 4:12).
Во время посещения Рима, Ирод, соблазнив Иродиаду, жену своего единокровного брата Филиппа, увёл ее от него и взял себе в жёны. Но для того, чтобы жениться на ней, Ирод должен был развестись со своей прежней женой, дочерью царя Ареты, брак с которой скреплял политический и военный союз между двумя государствами.
Арета правил Наватейской Аравией, столицей которой была знаменитая крепость Петра, расположенная в восьмидесяти километрах на юго-восток от Мёртвого моря. Арета был так разгневан отношением Ирода к своей дочери, что уничтожил почти всё войско Ирода и убил бы и самого четвертовластника, если бы не вмешались римские войска.
Новый брак был не только незаконным, но и кровосмесительным, потому что Иродиада была дочерью Аристовула, другого единокровного брата Ирода, и приходилась Ироду племянницей.
Иоанн Креститель боялся только Господа и нисколько не колебался, когда противостал Ироду и Иродиаде в их пороке, как не колебался и тогда, когда противостал нераскаявшимся фарисеям и саддукеям, которых назвал «порождениями ехидны» (Матф. 3:7).
Матф. 14:6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
Иродиада была распущенной и неверной женщиной. Будучи очень мстительной, она постоянно подогревала свой гнев и жаждала мести даже в том случае, если ее осуждали справедливо.
Иродиада даже использовала собственную дочь для осуществления своего плана мести. Уже достаточно скверно было бы, если бы она сама изыскала способ отомстить Божьему человеку, показавшему ей ее собственный грех, но еще намного хуже было использовать для своих низких и нечестивых целей дочь.
Дочь Иродиады, должно быть, была молода – ей было шестнадцать или семнадцать лет. Принцесса царской крови выступала как простая танцовщица, а ее танцы были безнравственны и вызывали порочные мысли. Уже сам факт, что принцесса танцевала перед публикой, был поразителен. Иродиада не придавала никакого значения тому, что она надругалась над скромностью и унизила достоинство своей дочери, чтобы отомстить человеку, который справедливо упрекнул ее.
Матф. 14:7-10 Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
Ирод действовал так, как обычно действует слабый человек: он сдержал данную по неразумию клятву и преступил великий закон. Он обещал дочери Иродиады все, чего она ни попросит, не подумав о том, что она может потребовать. Ирод хорошо знал, что, выполняя ее требование и чтобы сдержать свою клятву, он должен преступить закон, который намного важнее, и все же сделал это, потому что был слишком слаб, чтобы признать совершенную им ошибку. Он больше боялся вспышки женского гнева, чем морального закона. Его больше волновала критика со стороны его гостей и, возможно, их насмешек, чем голос совести. Ирод употребил свою власть не там, где надо, хотя он и знал это; тем самым, он доказал не свою силу, а свою слабость.
Матф. 14:11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
Иоанн был быстро и хладнокровно обезглавлен в своей камере. Голову его принесли на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Несмотря на всю мерзость и отвратительность этого поступка, подобные случаи не были чем-то необычным в те дни, когда жизнь человека в глазах правителей мало стоила.
Матф. 14:12,13 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
Ученики Иоанна, придя, «взяли тело его и погребли его». Трудно представить себе ту боль, которую они, должно быть, испытывали, неся обезглавленное тело того, кого они нежно любили и за кем верно следовали. Иоанн был великим, благочестивым человеком, который был их другом и учителем, чья пламенная проповедь заставила их покаяться и оставить свои грехи, кто вдохновлял и направлял их, чтобы и они приводили к покаянию других. Иисус сильно любил Иоанна, и, услышав о случившемся, Он удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Марк рассказывает более подробно, что Иисус был один со Своими учениками, которых попросил пойти вместе с Ним «в пустынное место и [отдохнуть] немного».