Око за око

от Александр Гулько на 20.01.2010 в

Возможно, ни один текст в Нагорной проповеди не искажался так часто, как Матфея 5:38-42. Из объяснения этого отрывка получалось, что христиане должны быть бесхарактерными «тряпками».

ПРИНЦИП ЗАКОНА МОИСЕЕВА

Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб» (5:38)

Эта цитата взята непосредственно из Ветхого Завета (Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21). Она отражает принцип, чтобы наказание в точности соответствовало совершённому преступлению. Та же мысль содержится в поговорках «услуга за услугу» и «как аукнется, так и откликнется».

И в законе Моисея мы видим принцип соразмерности наказания за преступления. Это было нужно по двум причинам:

Во-первых, необходимо было пресечь дальнейшие преступления. Если совершивший преступление наказан, то «и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя» (Втор. 19:20).

Во-вторых, необходимо было предупредить чрезмерное наказание, основанное на личной мести и суровом воздаянии, которое восхвалял Ламех: (Быт. 4:23-24). Наказание должно было соответствовать причинённому вреду, но не превышать его.

Принцип «око за око» был справедливым в том плане, что требовал соразмерности наказания и проступка. Греховной человеческой природе свойственна избыточность в воздаянии. Нас искушает желание получить больше простого восстановления справедливости. Гнев и негодование жаждут возмездия, вроде того, что прославлял Ламех. Месть никогда не довольствуется справедливостью. Она желает получить своё, сколь бы малой ни была обида. Вот почему Бог не даёт человеку права на месть. «У Меня отмщение и воздаяние», — говорит Господь (Втор. 32:35; ср. Рим. 12:19; Евр. 10:30). Бог от начала заповедал человеку: «Если голоден враг твой — накорми его хлебом, и если он жаждет — напои его водой» (Прит. 25:21; ср. Матф. 5:44; Рим. 12:20).

ИСКАЖЕНИЕ ЗАКОНА В РАВВИНСКОМ ПРЕДАНИИ

Вместо правильного понимания заповеди «око за око и зуб за зуб» как ограничивающей наказание, его применяли в угоду себе, в качестве наказа мстить — что и совершалось нередко на протяжении истории. То, что Господь дал как ограничение для гражданского суда, иудейское предание обратило в личное право мести. Кроме того, эгоцентричная и самонадеянная «праведность» книжников и фарисеев полностью исказила Божий святой закон.

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА ХРИСТОМ

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся Матфея 5:39-42)

В заповеди «не противься злому» Иисус опровергает неверное толкование фарисеев и запрещает месть за личные обиды. Он не учит, как утверждали многие, непротивлению злу, то есть невмешательству, позволяющему греху идти своей дорогой.

Иисус и Апостолы всегда противостояли злу. Господь выступил против осквернения Божьего храма, сделав бич из верёвок и силой изгнав торговцев и меновщиков (Матф. 21:12; Иоан. 2:15). Еф.5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Мы должны «противостать диаволу» (Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9) и всему злу, за которым он стоит и которое вдохновляет (Матф. 6:13; Рим. 12:9; 1 Фес. 5:22; 2 Тим. 4:18).

Надлежащее противостояние злу подразумевает противостояние ему и в Церкви.

Когда Пётр пошёл на компромисс с иудействующими, Павел «противостал ему, потому что он подвергался нареканию» (Гал. 2:11).

Если в общине кто-то поступает безнравственно, Господь повелевает: «Извергните развращённого из среды вашей» (1 Кор. 5:13; ср. Втор. 13:5). Павел вторит Христу, говоря, что если в церкви кто-то живёт во грехе, его следует обличить «перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).

То, что принцип непротивления злу не распространяется на государственную власть это ясно из многих текстов Нового Завета. Гражданская власть «есть Божий слуга, тебе на добро, — говорит Павел.— Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4).

Пётр заповедует: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13-14).

Пока в человеке живёт грех, зло надлежит сдерживать законом.

Опускать планку Божьего правосудия — значит понижать Божьи требования праведности, которые Иисус пришёл разъяснить и исполнить, а не свести на нет.

Значение слова «антистеми» (противиться) — «быть категорически против или сопротивляться чему-либо», и в контексте оно явно относится к причинённому нам вреду со стороны злого.

Иисус имеет в виду личную месть и озлоблённость. Этому же учил Павел, говоря: «Никому не воздавайте злом за зло… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам“, — говорит Господь» (Рим. 12:17, 19). Месть вообще недопустима в обществе, а уж тем более среди христиан. Мы призваны побеждать направленное против нас зло добром (Рим. 12:21).

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Матф.5:39б)

Поскольку все люди созданы по Божьему образу, Бог требует, чтобы мы уважали друг друга. Тем не менее, Он знает, что нас не всегда будут уважать. Зачастую над нами будут насмехаться, нас будут осуждать и пренебрегать нами только потому, что мы принадлежим Богу и носим имя Его Сына (см. Матф. 10:16-23; Иоан. 15:18–16:13; 1 Пет. 2:20-21; 3:13-17; 4:12-19; ср. 1 Тим. 3:12). В этом отрывке Иисус говорит как раз о том, как относиться к подобным оскорблениям и поношениям.

В иудейском обществе пощёчина, как и вообще любой удар по лицу, считалась самым унизительным оскорблением (ср. Матф. 26:67-68; Марк. 14:65; Иоан. 18:22).Удар по другой части тела мог причинить больший вред, но пощёчина демонстрировала посягательство на честь человека и была проявлением крайнего пренебрежения. Подобное презрительное отношение к кому бы то ни было свидетельствовало, что его и человеком-то не считают. Даже раб предпочёл бы палку и кнут от хозяина, чем пощёчину.

Обращение другой щеки символизирует смирение, кротость духа, нежелание мстить. Эти качества должны отличать граждан Небесного Царства (ср. ст. 3, 5).

Иисус решительно противостоял злу, направленному против других, особенно против Его Отца (как в случае, когда Он очистил храм от осквернителей).

Он не противился никакому злу, направленному против Него. Когда члены Синедриона насмехались и унижали Христа, а потом солдаты избивали Его, Он не воздавал им ни словом, ни делом (Матф. 26:67-68).

Как пророчествовал о Христе Исаия: Он предал спину Свою бьющим и щёки Свои поражающим (Ис. 50:6). На кресте Иисус молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Пётр также приводит Христа в пример: «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:20-23).

…и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (5:40)

Упоминаемая в этом стихе рубашка была длинной нижней одеждой, а верхняя одежда кроме основной цели служила ещё и вместо одеяла. В те времена у многих была всего лишь одна верхняя одежда и одна-две рубашки. Именно эту верхнюю одежду по закону Моисея нужно было вернуть владельцу «до захода солнца… ибо она есть единственный покров у него» (Исх. 22:26-27).

Иисус говорит не о грабеже, а о законном требовании того, кто захочет судиться с тобою. Если у человека не было денег или имущества, суд зачастую требовал, чтобы взыскание или судебное решение оплачивалось одеждой.

Праведные граждане Царства должны с готовностью отдать свою, пусть даже дорогостоящую, верхнюю одежду, но не оскорблять соперника и не сеять вражду. Суд не мог забрать верхнюю одежду, её отдавали добровольно, чтобы оплатить долг. О такой готовности с нашей стороны и говорит Господь в этом отрывке.

Если нам в судебном порядке справедливо предъявлен иск на определённую сумму, мы должны быть готовы заплатить даже сверх этого, чтобы засвидетельствовать своё сожаление о содеянном и показать, что мы не держим зла на истца. Этим мы проявим любовь Христа и покажем, что мы «сыны Отца [нашего] Небесного» (ст. 45). Лучше быть обиженным, чем мстить и злиться. (Позже Павел наставлял христиан в 1 Кор. 6:1-8 о тяжбах, обращая внимание на похожий принцип готовности терпеть лишения, но не мстить).

…и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (5:41)

Римское право позволяло солдатам принуждать гражданских лиц нести их снаряжение одно поприще (греч. милион) длиной в одну римскую милю, которая немного короче современной сухопутной мили. Этот закон, облегчавший жизнь солдат, не только причинял неудобства простым гражданам, но и унижал их, поскольку жители покорённых стран вынуждены были нести оружие и снаряжение оккупантов. Христос здесь говорит о том, что не всегда, если нас о чем-то просят у нас есть желание помочь. Тем не менее, если эта просьба настоятельная она должны быть удовлетворена. Гал.6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (5:42)

Если кто-то просит у нас взаймы, мы не должны отворачиваться от него. Другими словами, мы должны удовлетворить его просьбу. Подразумевается, что просящему действительно нужно то, о чём он просит. Тит.1:10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков…

Мы не обязаны потакать любой глупости и эгоистическим выходкам. Порой, дать человеку желаемое, но ненужное, в итоге оказывается медвежьей услугой, причиняя ему больше вреда, чем пользы. Здесь предполагается принцип, что мы должны предложить помощь, как только узнаем о нужде, не дожидаясь просьбы: Евр.10:24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

Господь говорит о благородном желании соучаствовать в нуждах других. Здесь нет места показной добродетели или добрым делам для успокоения совести. Тит.3:14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.

Иисус не выступает против гражданского правосудия, которому место в суде. Он выступает против эгоизма (которым отличались лицемерные фарисеи, слушавшие Нагорную проповедь), которому не должно быть места в сердцах Его народа.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *