Мессию царя представляет Его Предтеча
от Александр Гулько на 14.12.2013 в От Матфея
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам’, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. (Мф. 3:1-12)
Давайте разберем каждый стих этого места Писания отдельно:
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской – Кто был Иоанн Креститель? Иоанн Креститель был на шесть месяцев старше своего двоюродного брата Иисуса (см. Лк. 1:26, 36). Он выступил на арену истории как предтеча Царя Израилева. Его необычным церковным приходом была Иудейская пустыня – бесплодная территория, простиравшаяся от Иерусалима до Иордана.
2 и говорит: покайтесь…
Что означало покаяние в Иудейской традиции?
Великий средневековый иудейский ученый Маймонид так определяет раскаяние: “Что такое раскаяние? Раскаяние – это когда грешник отказывается от своего греха, изгоняет его из своих мыслей и принимает окончательное решение – не делать этого более; как написано: “Да оставит нечестивый путь свой, а беззаконник – помыслы свои”.
Иудейские учителя говорили о “девяти образцах раскаяния”, девяти обязательных компонентах подлинного раскаяния. Они находили их в заповедях в Ис. 1,16: “Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову”.
Иудеи считали, что искреннее раскаяние проявляется не в кратковременном сожалении, а в подлинной перемене образа жизни – и христиане тоже считают так. Иудеи испытывали священный трепет и ужас при мысли, что можно спекулировать на милосердии Божьем – и христиане тоже. Иудеи считали, что подлинное раскаяние приносит плоды, которые доказывают реальность раскаяния – и христиане тоже.
2б…ибо приблизилось Царство Небесное.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
Царство Небесное – это сфера, в которой признается Божье правление. Слово “небо” используется, чтобы указать на Бога. Там, где люди подчиняются Божьему владычеству, и есть Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
заметим, что подготовительное служение Иоанна было предсказано пророком Исаией более чем за 700 лет: Ис.40:3 “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”.
Малахия 3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
Иоанн был гласом. Народ израильский в духовном смысле был пустыней – сухой и бесплодной. Иоанн призывал людей приготовить путь ГОСПОДУ, покаявшись, оставив грехи и сделав прямыми стези Ему, т.е. удалив из своей жизни все, что может помешать Его абсолютному владычеству. Цель его состояла в том, чтобы приготовить остаток Израиля к пришествии Мессии.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Одежда Крестителя была из верблюжьего волоса – не из мягкой, роскошной современной верблюжьей ткани, а из грубой, предназначенной для человека, постоянно находящегося на открытом воздухе. Он носил также кожаный пояс. Это был такой же элемент одежды, как и у Илии (4 Цар. 1,8); возможно, он служил для того, чтобы обратить внимание верующих евреев на то, что миссия Иоанна похожа на миссию Илии (Мал. 4,5; Лк. 1,7; Мф. 11,14; 17,10–12). Иоанн ел акриды и дикий мед – голодный паек человека, который так поглощен своей миссией, что пренебрегает обычными удобствами и удовольствиями жизни.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему.
(1) Иоанн заслужил доверие людей. – Он бесстрашно осуждал порок везде, где его видел. Иоанн порицал Ирода за его нечестивый и противозаконный брак. Иоанн упрекал саддукеев и фарисеев – руководителей официальной религии того времени – за то, что они погрязли в ритуале и формализме.
Где бы Иоанн не видел порок – в государстве ли, или у толпы – он бесстрашно говорил об этом. Он был подобен свету, осветившему темные места.
(2) Иоанн настойчиво призывал людей к праведности. – Он восстанавливал нравственные нормы Божие. Он не только осуждал людей за то, что они сделали, но и призывал их делать то, что они должны были делать. Он не только осуждал людей за то, чем они были, а он бросал им вызов – стать такими, какими они могли стать. Иоанн был голосом, призывавшим людей к возвышенным делам и целям. Он не только осуждал порок и зло, он указывал людям на добро и добродетель.
(3) Иоанн пришел от Бога из пустыни; – он пришел к людям лишь после того, как получил долголетнюю индивидуальную подготовку от Бога.
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
1. Иудеям был известен обычай самокрещения язычников, через которое они обращались в иудейство.
2. Иоанново крещение было для них необычным ибо он был первым, кто крестил других.
3. Иоанн был гласом вопиющего в пустыне, цель его состояла в том, чтобы приготовить остаток Израиля к пришествию Мессии.
4. Крещение Иоанново означало исповедание своих грехов и готовность жить святой жизнью в ожидании прихода Мессии.
7-9 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму..
Иоанн предупреждает их, что им не поможет, если они станут утверждать, что Авраам их отец. В представлении иудея это был неопровержимый аргумент. У иудеев Авраам занимал исключительное место. Его добродетель и расположение Бога к нему столь исключительны, что его заслуг и достоинств должно хватить не только на него самого, но и на всех его потомков. Авраам, по их мнению, создал сокровищницу достоинств и заслуг, которые не могут исчерпать никакие притязания и потребности его потомков. И потому они считали, что иудей уже по своему происхождению, даже если у него нет никаких других заслуг, обязательно войдет в мир грядущий. Они говорили, что “все израильтяне имеют свой удел в мире грядущем” от “спасительных достоинств отцов”. Они говорили, что Авраам сидит у врат ада и возвращает назад каждого израильтянина, который был по ошибке осужден на муки и ужасы ада.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
В своем повествовании Иоанн еще раз возвращается к картине сбора урожая. В конце каждого сезона виноградарь и хозяин плантации осматривали лозы и деревья и выкорчевывали те, которые не приносят плодов и пользы: ведь они лишь занимают землю. Бесполезность всегда ведет к гибели. Человек, который не приносит пользы Богу и своим собратьям, оказывается в большой опасности и подлежит осуждению.
11,12 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Крещение Духом Святым отличается от крещения огнем. Первое – крещение благословения, второе – крещение осуждения. Первое крещение совершилось в день Пятидесятницы, последнее – дело будущего. Первое является достоянием всех истинных верующих в Господа Иисуса, последнее будет роковым уделом всех неверующих. Первое предназначалось тем израильтянам, для которых крещение было внешним проявлением внутреннего покаяния; последнее – фарисеям, саддукеям и всем тем, кто не имел признаков истинного покаяния.
13-15 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Для Иисуса крещение было обрядом, символизирующим путь, каким Он выполнит все справедливые требования, которые Бог предъявляет к человеческому греху. Его погружение было прообразом крещения в водах Божьего наказания на Голгофе. Выход из воды символизировал Его воскресение. Смертью, погребением и воскресением Он удовлетворил бы требования Божественной справедливости и обеспечил основание праведности, посредством которой грешники могли бы получить оправдание.
Если Мессии необходимо было сделать праведниками грешников, Он, праведный, должен был предварительно отождествить Себя с ними. В этом была воля Божья, чтобы Он крестился.
16,17 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Эти же слова были повторены Богом на горе преображения. Таким образом, в событии крещения Христа приняли участие все три лица Божества.