Кто нарушит одну из заповедей
от Александр Гулько на 13.12.2011 в От Матфея
Мф. 5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
В наших отношениях с законом есть некий парадокс, который особенно ярко прослеживается в Посланиях апостола Павла. С одной стороны, говорится, что закон уже исполнился и утратил значение, а с другой — что мы по-прежнему обязаны исполнять его.
Обрядовый закон также пришёл к концу. Во время крестной агонии Иисуса (Марк. 15:38) «завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу» Храмовое поклонение и жертвы упразднились. Эта часть закона была исполнена, завершена и прекращена Христом.
Римлянам Павел говорил: (Рим. 10:4), а Галатам писал: (Гал. 5:18). Последние слова были сказаны после того, как Павел недвусмысленно показал, что христиане ни в коей мере не освобождаются от соблюдения Божьих моральных требований. (Гал.5: 17). Закон, который некогда был для нас «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), теперь помогает нам как «сынам Божьим по вере во Христа Иисуса» облекаться в Него (ст. 26-27), то есть облекаться в практическую праведность. Если Христос никогда не позволял Себе нарушить или обойти моральный закон Божий, то могут ли поступать иначе Его ученики? Божий нравственный закон отражает Божий характер, и потому он вечен и неизменен.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСЛУШАНИЯ ИЛИ НЕПОСЛУШАНИЯ ЗАКОНУ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В первую очередь Иисус останавливается на отрицательных последствиях: «Кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном».
Современники Иисуса разделили ветхозаветные заповеди на две категории. Первую составляли двести сорок восемь повелений, а вторую — триста шестьдесят пять запретов (по одному на каждый день). Книжники и фарисеи вели яростные, продолжительные дебаты о том, какие из заповедей в каждой категории следует считать наиболее важными.
Само Писание указывает на то, что не все заповеди равнозначны. Когда один из законников спросил Иисуса, какая из заповедей самая важная, Иисус, не задумываясь, ответил: (Матф. 22:37-39). Одну из этих заповедей Христос назвал первой и самой важной, а другую поставил под вторым номером. Надо полагать, что все остальные заповеди стоят ниже и, подобно этим двум, тоже разнятся по значимости.
В семикратном обещании бедствий фарисеям Иисус снова указывает на различную значимость повелений Божьих. Он говорит: Матф. 23:23 Десятина с растений земли, конечно, требовалась законом, но справедливость, милосердие и вера играли куда более важную роль.
Однако здесь Иисус подчёркивает, что нельзя нарушать — то есть игнорировать, не исполнять или изменять — даже одну малейшую из заповедей. Какие-то повеления могут быть важнее других, но ни одним из них пренебрегать не следует.
Павел напоминал ефесским пресвитерам, что, находясь у них, он «не упускал возвещать [им] всю волю Божью» Деян. 20:27.
Иаков предупреждает: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» Иак. 3:1. Каждый верующий отвечает за себя, но учащий вдобавок к этому отвечает и за тех, кого учит Ис. 9:15-16.
Распределение мест в Царстве Небесном целиком и полностью находится во власти Божьей (ср. Матф. 20:23), причём ниже всех будет поставлен человек, который пренебрежительно относился к Писанию. Ни один из тех, кто компрометировал, преступал или умалял Божье Слово, не останется безнаказанным.
Иисус не говорит здесь о потере спасения, поскольку нарушители, хотя и назовутся малейшими, всё же будут в Царстве Небесном. 2Иоан. 8 ст. «Наблюдайте за собой, — предупреждает Иоанн, — чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду». Даже в конце христианской жизни можно расточить то, что с огромным трудом было собрано в начале.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Положительный результат состоит в том, что кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Здесь вновь упомянуты два аспекта: «сотворит и научит». Подданные Небесного Царства должны подтверждать каждую часть закона Божьего и своей жизнью, и учением.
Павел мог сказать фессалоникийцам: 1 Фес. 2:10-12. Павел не только проповедовал, но и исполнял Слово Божье, а поэтому принадлежал к числу тех, кто великим наречётся в Царстве Небесном. Никто, поступающий иначе, не будет в ряду великих Божьих святых.
Величие человека определяется не одарённостью, успехом, популярностью, репутацией или размахом служения, а его отношением к Писанию, что непременно проявится в жизни и учении.
Матф. 5:20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. В данном стихе Иисус остро обличает ложное учение о спасении человеческими усилиями, которое опровергает и всё Писание — от начала и до конца. Как ясно говорит Павел в Послании к Римлянам, даже праотец еврейского народа Авраам получил спасение не делами, а верой (Рим. 4:3; ср. Быт. 15:6). В Послании к Галатам объясняется, что (Гал. 3:22). Помимо самого греха, пожалуй, ничто Библия не обличает так, как религию человеческих достижений.
В данном стихе Иисус ясно показывает, что, для того чтобы войти в Его Царство, фарисейской праведности недостаточно.
Для слушателей Иисуса, преклонявшихся перед законом Моисеевым и заслугами отдельных людей, эти слова прозвучали как гром среди ясного неба. Если щепетильные религиозные и нравственные фарисеи не могут попасть на небо, то кто же тогда может?
В Матф. 5:20 заключена простая мысль: цель Божьего закона в том, чтобы показать, что ни один человек не в состоянии угодить Богу и удостоиться места в Его Царстве на основании своей праведности. Закон не даёт формулы достижения святости и, уж тем более, не преследует цель подчеркнуть чью-либо праведность. Напротив, он демонстрирует абсолютную греховность и безнадёжность человеческого состояния без Бога (это одна из тем в Посланиях Павла к Римлянам и Галатам). Как говорил Господь в первой заповеди блаженства, Царство Небесное начинается с духовной нищеты, то есть с признания перед Богом своей греховности и бессилия.
КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ
Как и Ездра (Езд. 7:12), первые грамматеон (книжники) были выходцами из священников или левитов. Они переписывали, исследовали, объясняли закон Моисеев и часто учили ему. Хотя книжники были и среди саддукеев, большинство всё же относилось к числу фарисеев.
В Израиле было два рода книжников: духовные и гражданские. Гражданские были своего рода нотариатом и занимались, в основном, делами государственной важности.
Влиятельные и консервативные фарисеи больше, чем кто-либо другой, полагались на свою праведность. У евреев даже была поговорка: «Если на небо войдут только двое, то один из них будет книжником, а другой — фарисеем». Они были глубоко убеждены, что Господь обязан почтить их преданность и самоотверженность. Примеряясь к самочинно установленным меркам и, особенно сравнивая себя с остальными иудеями, не говоря уже о язычниках, они не могли даже представить себе, что Бог может быть недоволен их заслугами.
ПРАВЕДНОСТЬ КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ
Праведность, которой учили и следовали книжники и фарисеи, в главных вопросах отличалась от Божьей праведности. Она была внешней, выборочной, перетолкованной и эгоистичной.
ПОКАЗНАЯ
Во-первых, книжники и фарисеи интересовались лишь формальным исполнением закона и преданий. Мотивы и намерения поступков во внимание не принимались. С какой бы лютой ненавистью они к человеку ни относились, доколе никто не был убит, заповедь считалась ими ненарушенной. Какой бы страшной похотью ни изводилось их сердце, они не считали себя виновными в прелюбодеянии, пока оно не воплощалось в действии.
В 23-й главе Евангелия от Матфея Иисус красочно изображает показной характер фарисейской религии: «[Вы] очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (ст. 25). Этим словам предшествовало строгое: «горе вам… лицемеры». Христос не стеснялся называть вещи своими именами. Фарисеи не видели ничего плохого в злых мыслях — лишь бы это не осуществлялось их на практике, и не задумывались над тем, что Бог будет судить не только дела, но и помышления. Однако именно такую «праведность» Иисус назвал самой худшей. То же касается и религиозных церемоний. Дальше Иисус будет говорить о том, что если наши пожертвования, молитва или пост совершаются не от чистого и любящего сердца, то они не значат ничего (6:5-18). Ритуал не заменит праведности.
Книжники и фарисеи гордились тем, что «[воссели] на Моисеевом седалище» (Матф. 23:2), то есть гордились своей ролью хранителей и учителей закона Моисеева. «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (ст. 3). Иисус сказал им, что своей системой праведности от дел фарисеи «[затворяли] Царство Небесное людям, ибо сами не [входили] и хотящих войти не [допускали]» (ст. 13). В другом случае Он сказал им: (Лук. 16:15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом).
ВЫБОРОЧНАЯ
Праведность книжников и фарисеев не соответствовала Божьим меркам ещё и потому, что была выборочной и ущербной. И снова хороший пример мы находим в 23-й главе Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать, и того не оставлять» (ст. 23). Религиозные вожди дотошно вымеряли десятую часть самых маленьких зёрен из своего урожая, хотя закон этого и не требовал, но совершенно забыли о справедливости и милости к людям и о верности Господу. Они старательно произносили напоказ длинные, красноречивые молитвы, но не стеснялись отбирать последнее имущество у вдовы (ст. 14).
ПЕРЕТОЛКОВАННАЯ
Они перерабатывали библейское учение, заповеди и нормы так, чтобы подстроить их под свои прихоти и возможности.
Лев. 11:44 Даже заповедь «освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» они объясняли не как требование чистоты в мыслях и побуждениях, а как призыв к исполнению определённых ритуалов. Они знали, что не могут быть святыми, как Бог, да и не хотели, и потому, не долго думая, придумали новое определение святости.
ЭГОИСТИЧНАЯ
Этими вождями руководило самодовольство, которое всячески подогревалось религией, позволявшей творить внешне благочестивые, показные обряды, достойные похвалы окружающих. Их довольство основывалось на одобрении и похвале от людей. Рим. 10:3
ПРАВЕДНОСТЬ, ДАННАЯ БОГОМ
Господь требует праведности, которая превосходит праведность книжников и фарисеев. Псалмопевец писал: (Пс. 44:14). «Вся слава дочери Царя внутри; одежда её шита золотом». Когда внутренний мир человека прекрасен, то и внешняя красота будет к месту; если же сердце обезображено, то внешние украшения будут лишь притворством и лицемерием.
Бога всегда в первую очередь заботила праведность сердца. Когда Самуил хотел вместо Саула помазать на царство старшего сына Иессея, Елиава, Господь сказал: (1 Цар. 16:7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце).
Бог требует праведности не просто чистосердечной, а совершенной.
Матф. 5:48 «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Чтобы войти в Царство Божье, нужно стать таким же святым, как Сам Бог. Планка эта столь высока, что никакой само праведный фарисей не осмелится похвастаться тем, что достиг её.
Нереальность этого требования обязательно заставит искреннего человека задать тот самый вопрос, который однажды задали Христу ученики: Матф. 19:25 «Так кто же может спастись?» И единственный ответ на него мы найдём в словах Иисуса: «Людям это невозможно, Богу же всё возможно» (ст. 26).
Требующий абсолютной святости — Сам же дает её. Указующий путь в Царство Небесное — Сам же и есть этот путь! (Иоан. 14:6). Царь не только устанавливает нормы совершенной праведности, но и помогает их выполнять тому, кто готов согласиться с Его условиями.
(Гал. 2:16). Оправдание невозможно без праведности, а единственный путь к истинной праведности лежит через Христа. Рим. 3:21-22.
Вера всегда была Божьим путём к праведности— о чём книжникам и фарисеям, экспертам в законе, следовало бы знать в первую очередь. Как напоминал римским евреям Павел: «Ибо что говорит Писание? „Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность“» (Рим. 4:3). При этом он цитировал Бытие (15:6), самую первую книгу Ветхого Завета. Первый из патриархов и первый из иудеев был спасён верой, а не делами (Рим. 4:2) или обрезанием (ст. 10). «И знак обрезания [Авраам] получил как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность» (ст. 11).
Слово «необрезание» здесь включает в себя как предков, так и потомков Авраама. Авраам был отцом верующих, однако он не был первым верующим на земле. (Евр. 11:4-5). Верой обрёл спасение и Ной (ст. 7).
Требуемая Богом праведность Им же и даётся. Её нельзя заслужить, заработать или достигнуть самостоятельно, а можно лишь получить как дар.Принеся Себя в жертву за грех, Христос «осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас» (Рим. 8:3-4). Бог поставил нереальные требования, но Сам же их и исполнил.
Автор Послания к Римлянам мог больше, чем многие книжники и фарисеи, уповать на праведность человеческую: Фил. 3:4. Но, увидев воочию Божью праведность, он не мог не заметить одновременно своей греховности. Увидев, что Творец сделал для него, он осознал ничтожность собственных дел. (Фил.3: 7-9)