Христос и закон
от Александр Гулько на 23.10.2009 в От Матфея
Матфея 5:17 “Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.”
У иудеев,во дни Иисуса, были разные представления о том, что следует считать законом:
ПЕРВОЕ: В самом узком смысле закон состоял из Десяти заповедей.
ВТОРОЕ: В более широком значении — из Пятикнижия, то есть из пяти книг, написанных Моисеем.
ТРЕТЬЕ: Часто он употреблялся в значении всего Писания — того, что мы называем Ветхим Заветом.
ЧЕТВЕРТОЕ: Самое распространённое употребление термина «закон» относится к преданиям раввинов и книжников. Это тысячи подробных обрядовых требований с прилагаемыми объяснениями, которые заслонили собой Божье Слово. Иисус со всей строгостью указал книжникам и фарисеям, что «они устранили заповедь Божью преданием» (Мф. 15:6).
Божий закон требовал и внутреннего, и внешнего послушания. Бог говорил через пророка Исаию: «Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Однако под выражением «закон и пророки» всегда понималось непосредственно Священное Писание иудеев, а не толкования раввинов
В Новом Завете это словосочетание встречается пятнадцать раз (см. Матф. 11:13; Лук. 16:16; ср. 24:27, 44; и т.д.), отражая общее для иудеев представление. Следовательно, когда Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков», — иудеи знали, что Он говорил именно о Ветхом Завете.
Основание Ветхого Завета — это закон, данный в Пятикнижии, который пророки, псалмопевцы и другие богодухновенные авторы проповедовали, толковали и применяли.
Божий закон состоял из трёх частей: Моральной, судебной и обрядовой.
– ИИСУС ИСПОЛНИЛ МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Моральный закон (Десять заповедей) был Божьим основополагающим законом. Иисус выполнил этот закон Своей совершенной праведностью. Он следовал всем заповедям, соблюдал все требования, жил согласно всем нормам.
– ИИСУС ИСПОЛНИЛ СУДЕБНЫЙ ЗАКОН
Господь дал судебный закон, чтобы выделить евреев как особый народ, принадлежащий Иегове. Законы, относящиеся к земледелию, урегулированию споров, питанию, очищению, одежде и другим подобным вещам, были особыми нормами, по которым избранный Богом народ должен был жить перед Богом и перед всем миром. Этот судебный закон Иисус исполнил крестной смертью.
– ИИСУС ИСПОЛНИЛ ОБРЯДОВЫЙ ЗАКОН
Обрядовый закон определял для Израиля порядок поклонения Богу. Своей крестной смертью Христос, наряду с судебным, исполнил и этот закон.
Жертвоприношение отражало суть всего ветхозаветного поклонения, и как совершенная Жертва, Господь положил конец всем остальным жертвоприношениям. Когда Он умер на кресте, «завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу» (Матф. 27:51). Сам Господь стал новым и совершенным путём в Святое святых, в которое каждый мог войти верой. Евр. 10:19-22 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою. Левитская, священническая система жертвоприношений выполнила своё назначение. Евр. 9:11-12 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Самым главным первосвященником прежнего завета был Аарон, но он не мог сравниться с великим Первосвященником нового завета.
- Аарон входил в земную скинию, а Христос вошёл в небесную.
- Аарон входил один раз в год, Христос — однажды и навсегда.
- Аарон входил за завесу, Христос разорвал завесу надвое.
- Аарон приносил множество жертв, Христос — только одну.
- Аарон приносил жертвы за свои грехи, Христос — только за грехи других.
- Аарон приносил в жертву кровь тельцов, Христос — Свою кровь.
- Аарон был временным священником, Христос — священник навеки.
- Аарон был грешным человеком, Христос безгрешен.
- Аарон был непостоянным, Христос неизменен.
- Аарон периодически повторял своё служение, Христос был конечной целью служения.
- Жертва Аарона была несовершенной, жертва Христа совершенна. Священство Аарона имело недостатки, священство Христа – совершенно.
Ни скиния, ни храм не могли сравниться с Христом.
- Там были двери, в то время как Христос Сам есть дверь.
- Там был медный алтарь, а Христос Сам есть алтарь.
- Там находился сосуд для омовений, а Христос Сам омывает грехи.
- Там было множество светильников, которые нужно было постоянно наполнять, а Христос — свет мира неоскудевающий.
- Там был хлеб, который приходилось пополнять, Христос же — вечный хлеб жизни.
- Там воскурялся фимиам, а Христос возносит молитвы о Своих святых.
- Там была завеса, а Его завесой стала собственная плоть.
- Там был ковчег завета, а Христос заключил новый завет в Своей крови.
Да и приношения не могут сравниться с Христом. Всесожжения лишь указывали на будущее совершенство, а Христос воплотил совершенство в Себе.
- Хлебные приношения свидетельствовали о посвящении, а Иисус Сам был всецело посвящён Отцу.
- Мирные жертвы служили свидетельством мира, а Иисус является нашим миром.
- Жертвы за грех или преступление свидетельствовали о заступничестве, а Он и есть наш Заступник.
И праздники не могут сравниться с Христом.
- Еврейская Пасха свидетельствовала об избавлении от физической смерти, тогда как Христос, Пасха наша, избавляет от смерти духовной.
- Опресноки символизировали святость, а Христос обладает святостью.
- Приношение первых плодов говорило о жатве, а Христос воскрес из мёртвых и стал первым плодом из умерших (1 Кор. 15:20).
- Праздник кущей свидетельствовал о воссоединении, но только Христос сможет однажды собрать Свой народ в Небесный дом навеки.
Ветхий Завет, от Быт. 1:1 до Мал. 4:6, — весь об Иисусе Христе. Он был вдохновлён Христом, указывал на Христа и был исполнен Христом.
В Новом Завете много раз говорится, что закон никого не мог сделать праведным. Христу пришлось сделать то, чего не смог сделать закон. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верой» (Гал. 3:24). Закон только указывал на праведность, а Христос даёт нам Свою праведность.
Судебный и обрядовый законы были исполнены и отменены на кресте.
Но исполненный Христом моральный закон по-прежнему актуален для Его последователей. Если Христос исполнил его, то и ученики Христа смогут это сделать. «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3-4). Поступая по Духу, мы исполняем праведность закона, потому что живущий в нас Христос исполняет его Своей праведностью, дарованной нам.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. (Матф. 5:18)
Слова «доколе не прейдёт небо и земля» указывают на кончину века, кончину земной истории. Будучи Словом Божьим, закон переживёт Вселенную, существование которой однажды прекратится. «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются для огня на день суда и погибели нечестивых людей» (2 Пет. 3:7; ср. ст. 10). Даже псалмопевец писал: «В на чале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26-28). А через пророка Исаию Господь сказал: «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не перестанет» (Ис. 51:6; ср. 34:4; Откр. 6:13-14).
Иисус приравнивал Свои слова к Слову Божьему: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф. 24:35). Что касалось закона, а, по сути, и всего Ветхого Завета, то касается и учения Иисуса. Оно вечно.«Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона», — продолжал Иисус. Йота — самая маленькая буква греческого алфавита. Иначе говоря, не только самая малая буква, но и мельчайшая её часть не исчезнет из закона. Даже самая маленькая и, на первый взгляд, незначительная часть Слова Божьего не упразднится и не изменится, пока не исполнится всё.
Земное служение Иисуса, Его смерть, воскресение и вознесение претворили в жизнь многие из ветхозаветных пророчеств. Другие же, как, например, сошествие Духа Святого в День Пятидесятницы, осуществились в более поздний период. Но немало пророчеств как Ветхого, так и Нового Завета всё ещё ожидают своего исполнения. Однако исполнится всё: каждая заповедь, каждое пророчество, каждый символ, знак и прообраз без исключения.
Невозможно признавать власть Христа, не признавая авторитета Писания, и наоборот. Они идут рука об руку. Принимать Иисуса Христа Господом и Спасителем — значит принимать всё то, что Он говорил о Писании. Быть подданным Небесного Царства — значит признавать за истину то, что Царь утверждал о Божьем Слове. Небесный характер и небесные качества развиваются в человеке, который повинуется Царскому манифесту — Писанию. Авторитет Писания — всё равно что авторитет Самого Христа, и повиновение Господу подразумевает повиновение Его Слову. «Кто от Бога, тот слушает слова Божьи. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Иоан. 8:47). Верить в Христа — значит исповедать, как Пётр: «Ты имеешь слова вечной жизни» (Иоан. 6:68).
Во-первых, Мы должны принимать Слово Божье так, как Оно есть, — как «насаждаемое слово, могущее спасти [наши] души» (Иак. 1:21). Мы должны принимать его из преклонения перед бесконечным величием Автора и на основании Его авторитетных заявлений об этом Слове. Мы должны принимать его по причине той высокой цены, которую Бог заплатил, чтобы донести Писание до нас, и потому что оно — основание истины, спасения, радости и благословений. Мы должны принимать его, потому что, в противном случае, оно навлечёт на нас суд.
Во-вторых, мы призваны чтить Слово Божье. Псалмопевец восклицал: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим» (Пс. 118:103). Можно ли затушёвывать, приспосабливать или ослаблять непогрешимое откровение Всевышнего Иеговы, чтобы угодить мимолетным прихотям и фантазиям века сего? Не дай нам Бог изменять Его Слово!» Мартин Лютер не боялся толпы, однако, когда вставал за кафедру, у него колени дрожали от осознания великой ответственности — правильно донести Слово Божье.
В-третьих, мы должны исполнять Слово Божье. Каждый из нас должен стараться «представить себя Богу достойным, тружеником безукоризненным, верно преподающим слово истины» (2Тим. 2:15). Подобно Иеремии, мы должны обрести слова Божьи и «съесть» их: Иер. 15:16 Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф. «Слово Христово да вселяется в [нас] обильно» (Кол. 3:16).
В-четвёртых, Мы должны отстаивать Слово Божье — «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). Подобно Иуде, мы должны бороться за непорочность, чистоту и авторитет Писания.
В-пятых, Мы должны возвещать Слово Божье. Мф.28:19-20 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.