Тема №8. Сущность спасения
в Вероучение ХВЕ на 04.09.2013
Спасение возможно только через принятие предложенного Богом и совершенного Иисусом Христом искупления. Оно осуществляется верой в Евангелие: «…говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие» Мк. 1:15 (Лк. 1:77; Мф. 1:21) и признанием Иисуса Христа своим Господом и единственным Спасителем. Начало спасения – это обращение человека к Богу, что является его положительной реакцией на совокупное воздействие Духа Святого и Слова Божья и включает в себя покаяние и веру в Иисуса Христа как личного Спасителя (например, покаяние людей после проповеди Петра в День Пятидесятницы. См. Деян. 2:14, 36, 38). Есть только один путь спасения – Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Ин. 14:6. Спасение обеспечено нам Божьей благодатью «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» Рим. 3:24, через смерть Иисуса Христа: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» Рим. 3:25; 5:8, Его воскресение «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» Рим. 5:10 и постоянное ходатайство за верующих: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» Евр. 7:25.
Покаянием является изменение образа мыслей и жизни человека, и оно состоит в:
1) Осознании своей греховности: «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» Пс. 50:5, «потому что все согрешили и лишены славы Божьей» Рим. 3:23.
2) Сожалении о грехе: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» 2Кор. 7:10.
3) Исповедании греха: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1Ин. 1:9.
4) Оставлении греха: «Иисус сказал ей… иди и впредь не греши» Ин. 8:11.
5) Устранении последствий греха: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф. 5:23-26.
6) Принятии верой прощения и оправдания: «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» Рим. 3:24.
Покаяние и вера – человеческая сторона вопроса спасения. Это должен сделать всякий, желающий получить спасение: «…возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» Деян. 20:20-21. Вера в данном случае является и решительным действием, и образом жизни человека. Она начинается тогда, когда человек понимает невозможность заслужить спасение и у него появляется твердая уверенность в том, что он получит обещанную Богом милость во Христе Иисусе.
Стадии спасения
Спасение дается по благодати, через веру в Христа: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» Ин. 1:16-17 и человеческого ответа на Божью благодать – отклика веры: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» Деян. 16:31.
Три стадии спасения:
- Совершённая стадия спасения включает личный опыт в жизни верующего, когда он получает прощение грехов и переходит от духовной смерти в духовную жизнь, от власти греха – во власть Господа: «…обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» Деян. 26:18. Это дает человеку новые личные отношения с Богом: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» Ин. 1:12.
- Настоящая стадия – подтверждение полученного спасения через жизнь по Евангелию. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» 1Кор. 15:1-2.
Эта стадия включает в себя все аспекты жизни возрожденного свыше человека (молитва, чтение Библии, освящение, исполнение Святым Духом, жизнь в Теле, благовествование и т.д.).
- Будущая стадия спасения включает:
1) Избавление от грядущего гнева Божьего: «… будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева» Рим. 5:9.
2) Получение воскрешенного преображенного тела: «…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» 1Кор. 15:52, вознесение на небеса и участие в славе Бога: «…призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе» Рим. 8:29.
3) Воздаяние наград верным слугам Христа: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» 1Кор. 3:14 (Откр.2:7).
Это будущее спасение – цель, к которой стремятся все христиане. Важно не потерять спасение: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» Евр. 3:14.
Рождение свыше
Рождение свыше – Божья сторона спасения. Это делает Бог: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» Ин. 3:6. Рождение свыше или возрождение – это рождение нового человека от совокупного действия на него воды (Слова Божьего) и духа (Духа Святого): «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» Ин.3:5. Рождение свыше приходит в момент покаяния и представляет собой рождение нового, духовного человека, принятие им божественной жизни, наделение человека новой природой от Бога.
Возрожденный человек имеет две природы: ветхую (плоть, ветхий человек) и новую (дух, новый человек). Между новой и ветхой природой идет непримиримая борьба: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» Гал. 5:16-17. Освящение – это постоянный процесс доминирования новой природы человека над ветхой. Освящение, святость – это удаление от греха, очищение и посвящение себя Богу. Это должно стать нормой жизни возрожденного человека: «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» 1Пет. 1:15-16.
Рождение свыше дается тем, кто кается в своих грехах, обращается к Богу и верует в Иисуса Христа как в своего Господа и Спасителя. Оно является переходом от прежней жизни греха к новой жизни послушания Иисусу Христу. Человек, истинно рожденный свыше, освобождается от рабства греха и получает духовное стремление, предрасположенность и возможность повиноваться Богу и следовать водительству Духа. Рожденные свыше живут праведной жизнью: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» 1Ин. 2:29, любят других верующих: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» 1Ин. 4:7, избегают жизни греха: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя» 1Ин. 5:18.
Необходимо также обратить внимание на то, что покаяние является необходимым шагом для всех. Не секрет, что в церквах есть люди, не пережившие истинного покаяния и рождения свыше. Чаще других в такую беду попадают дети верующих родителей. С самого рождения они воспитываются в христианской среде, с раннего детства посещают богослужения, молятся, поют. Можно сказать, что они христиане. Но каждому подростку необходимо пережить личную встречу с Богом. Каждый должен лично обратиться к Богу, признавая себя грешником, искренне прося о прощении и спасении, исповедуя Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Необходимо пережить духовное возрождение и иметь живую веру в Иисуса Христа.
Важно отметить, что религиозность не является признаком рождения свыше и спасения человека. Религия – это наша человеческая система попыток восстановления связи с Богом (в соответствии с тем или иным человеческим представлением о Нем). При этом подразумевается, что связь разорвана и Бог где-то далеко. В этом смысле христианство предлагает нечто совершенно противоположное: не мы восстанавливаем связь с Богом, а Он Сам; Бог не удален, а «с нами во все дни до скончания века». Но всегда есть соблазн сведения живой веры, живых отношений с Богом к религии, и Иисус предупреждает учеников об этой опасности, даже о двух типах такой «религиозности»: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» Мф. 16:6:
– фарисейской, когда на место отношений любви подставляется исполнение заповедей, долга, ритуалов;
– саддукейской, когда на первое место ставятся наши личные и общественные человеческие интересы, а Церковь превращается в средство по обслуживанию этих интересов.
Христос говорит о том, что эти примеси опасны даже в малых количествах, потому что малая закваска заквашивает все тесто. Человек может посещать церковь, исполнять все правила, традиции и обряды, но не иметь истинных отношений любви с Богом, не быть исполненным Духом Святым. В таком случае данного человека нельзя назвать рожденным свыше и имеющим спасение.