Тема №14. Молитва и пост
в Вероучение ХВЕ на 08.09.2013
I. Молитва
Молитва – это личное общение человека с Богом, которое может включать исповедание греха, просьбы, поклонение, хвалу и благодарение.
Молитвы становятся действенными через нашего посредника, Иисуса Христа.«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» Ин. 14:13-14.
Апостол Иуда говорит: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божьей…» Иуд. 20, 21.Молиться «во Святом Духе» – значит молиться в переживании окружающего нас присутствия Божьего, которое освящает как нас, так и наши молитвы; как на своем наречии, так и на иных языках.
Кровь Иисуса Христа, защиту которой мы призываем в наших молитвах, является мощной охраной нашей жизни и ведет к полной победе над дьяволом. «Они победили его кровью Агнца…» Откр. 12:11.
Подчеркивая свое благоговение перед Богом, христианин склоняет колени во время молитвы, если это возможно.
Особенное внимание христианам необходимо обратить на ежедневную утреннюю молитву. Именно в утренний час, жертвуя другими делами, мы должны уделить время для общения с Господом. Такая молитва вдохновляла Божьих людей присутствием благодати: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» Пс. 62:2.Необходимо также заканчивать день, вознося благодарность Богу и призывая Его охрану на предстоящую ночь.
Принятию пищи предшествует молитва о ее благословении (1Тим. 4:3-5).
Бог желает, чтобы мы молились Ему
1. Молитва отражает нашу веру в Бога; это то средство, через которое наша вера возрастает. Очень важно, чтобы мы молились с верой, т. е. с доверием Богу.
2. Господь желает, чтобы мы любили Его и пребывали в общении с Ним. Молитва делает наше общение с Богом глубже. Бог любит нас и наслаждается общением с нами.
3. Наша молитва к Богу позволяет нам, Его творению, быть причастными к процессам, имеющим значение в вечности. Когда мы молимся, мы способствуем приближению Царства Божьего. Таким образом, молитва даст нам возможность участвовать в созидании Царства Божьего.
Важные условия в молитве
1. Освящение. В случае совершения греха мы должны в нем раскаяться и попросить у Бога прощения: «Омойтесь, очиститесь…» (см. Ис. 1:15-18).
2. Молитва в соответствии с волей Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» 1Ин. 5:14-15. Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» Мф. 6:10. Если то, о чем мы молимся, имеет какое-либо пояснение в Писании, то Бог ясно открывает нам Свою волю.
3. Молитва с верой. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» Мк. 11:24. Вера дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем-то (или, может быть, молились в течение определенного времени), Бог уже принял решение ответить на нашу просьбу. Библейская вера – это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которую не на чем обосновать. Напротив, это вера в личность – в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.
4. Послушание Богу. Поскольку молитва – это общение с Богом как с личностью, все, что неугодно Богу в нашей жизни, будет мешать нашей молитве. Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» Пс. 65:18. Приведенный текст Писания учит нас, что при прочих равных условиях большее послушание даст нам большую действенность в молитве. Христианская жизнь дает много благодати, но рост в личной святости – это также путь к благословениям, то же самое можно сказать и о молитве.
5. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. 6:14, 15. Бог удалится от нас, если мы не простим людей, нанесших нам обиды.
6. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. 4:6. Поэтому, говорит Иаков, «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» Иак. 4:10. Таким образом, обращаясь к Богу с молитвой, нам следует проявлять смирение. Бог по праву ревнует о Своей чести. Поэтому Ему не угодно отвечать на молитвы гордецов, которые воздают честь самим себе, а не Ему.
7. Настойчивость. Павел призывает нас: «Непрестанно молитесь» 1Фес. 5:17. Он говорит колоссянам: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» Кол. 4:2. Такая постоянная преданность молитве даже во время выполнения ежедневных обязанностей характеризует жизнь верующего. Апостолы – яркий пример молитвенной жизни. Они освобождали себя от других обязанностей, чтобы уделять молитве больше времени: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» Деян. 6:4.
8. Ревность. Молитвы самого Иисуса, Который во всем служит нам примером, были глубоко прочувствованными. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» Евр. 5:7. В некоторых молитвах Писания мы буквально слышим вопль святых, обращенный к Богу. Даниил восклицает: «Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» Дан. 9:19.
9. Уединенность. Иисус учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. 6:6. Суть тайной молитвы в том, что мы открываем свое сердце Богу, а не показываем себя перед людьми, подстраиваясь под окружающих. Присутствие других людей может помешать нам или оказать негативное влияние на наши молитвы.
10. Совместность. В совместной молитве верующие обретают силу. Иисус учит нас: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. 18:19-20.
11. Хвала и благодарение. Благодарение, как и любой другой аспект молитвы, не должен быть простым проговариванием слова «спасибо» Богу, это должно быть отражение благодарности, которой исполнены наши сердца. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе» 1Фес. 5:18. «За все» означает оставаться благодарным Господу во всех обстоятельствах жизни.
Не на все молитвы Бог отвечает так, как человек просит. Павел трижды просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого. Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» 2Кор. 12:8-9.
Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» Рим. 8:28, и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас.
II. Пост
Упоминание о посте встречается по мере чтения Библии от Ветхого Завета до Нового, и мы можем видеть потрясающую силу и возможности поста.
Пост– это воздержание в течение определенного времени с целью поиска лица Божьего в молитве по поводу конкретной нужды, или с целью проведения времени с Богом для укрепления внутреннего человека, вооружения себя в духовной брани. Воздержание должно быть:
- от пищи;
- от интимной (половой) близости (1Кор. 7:5);
- от чтения других книг, кроме Библии и духовной литературы;
- от просмотра телевизора;
- от любого рода развлечения или действия, которое может стать препятствием в общении с Богом.
Различные виды поста
Пост можно осуществлять по-разному. В Библии представлены три разновидности поста.
1. Абсолютный. При таком посте человек воздерживается от пищи и воды, т.е. ничего не кушает и не пьет (Есф. 4:16; Деян. 9:9). Проверено, что человеческое тело может нормально функционировать без пищи до 2 месяцев, но без воды всего несколько дней, поэтому абсолютный пост нельзя брать больше чем на три дня. Однако есть исключения, когда Бог говорит конкретно, например: Моисей дважды брал абсолютный пост на 40 дней (Втор. 9:9, 18; Исх. 34:28).
2. Многодневный. Это воздержание от любой пищи и питья, кроме воды, в течение нескольких дней или недель. Человек пьет только воду и ничего больше. Похоже на то, что Иисус брал такой пост, потому что Библия говорит, что по прошествии сорока дней Он взалкал, но не возжаждал; когда Давид постился семь дней, Библия говорит, что он не ел хлеб (2Цар. 12:15-20).
3. Однодневный. Воздержание от пищи и питья с вечера предыдущего дня до вечера текущего. Можно принять затем легкий ужин.
4. Неполный.
- Воздержание от принятия пищи и питья в течение определенного времени дня.
- Воздержание от определенного вида пищи (Дан. 10:2-3; Дан. 1:11-12).
- Сокращение частоты принятия пищи.
Неполный пост рекомендуется тем, кто имеет проблемы со здоровьем или другие объективные причины, препятствующие взять другой вид поста.
Пост может быть личным, т.е. в нем участвует только один человек, и групповым, который вовлекает всю семью, всю церковь или группу людей, даже целый город или страну: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься» Есф. 4:16.
Сочетание поста и молитвы
Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о поражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» Неем. 1:4. Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» Есф. 4:3.
В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и молитвою… день и ночь» Лк. 2:37, а когда верующие антиохийской церкви «служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» Деян. 13:2. Прежде чем послать Варнаву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» Деян. 13:3.
Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто-то настойчиво ходатайствовал пред Богом о ком-то другом во время покаяния, поклонения или поисков водительства. Во всех этих случаях пост приносил много положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Богом:
1. Усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе).
2. Позволяет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду).
3. Все время напоминает нам, что, так же как мы жертвуем ради Господа своим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем нашим существом ради Него.
4. Это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добровольного поста, то мы будем способны принять и больше страдания ради праведности.
5. Повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточиваем наше внимание не на материальном.
6. Выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким образом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.
7. Является оружием духовной войны: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. 17:21.
Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верующим, и не установлены какие-либо особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Своим ученикам: «Также, когда поститесь…» Кроме того, Иисус говорит: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. 9:15. Жених – это Иисус, а мы – Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится.
Пост сроком более трех дней должен совершаться с благословения пастора и под его духовной опекой.