Апостол Петр
от Александр Гулько на 02.09.2012 в От Матфея
Все Двенадцать Апостолов, включая Иуду, были неотъемлемыми составляющими Божьего замысла. Но Пётр был главной фигурой, как на протяжении трёх лет земного служения Иисуса, так и в первые годы становления Церкви после Дня Пятидесятницы.
Иисус провёл с Петром больше времени, чем с кем-либо другим из учеников, отчасти потому, что Пётр был всегда рядом с Господом. Он никогда не удалялся далеко от Иисуса и постоянно задавал Ему вопросы, давал советы и даже распоряжения. Ни одно имя, кроме имени Иисуса, не упоминается в Новом Завете чаще, чем имя Петра. Ни один человек не говорит так часто и ни к кому из людей не обращаются так часто, как к Петру. Ни один ученик не был обличаем так часто и строго, как Пётр, и только у Петра хватало дерзости упрекать Господа. Никто из учеников так смело не исповедовал Христа и так открыто не отрекался от Него. Никого из учеников Иисус так не хвалил и не благословлял, однако и никого другого Он не называл сатаной.
Как мог Иисус взять такого противоречивого, непостоянного и эгоистичного человека и сделать его первым из Апостолов?
Пётр обладал большим потенциалом.
Во-первых: Отважный рыбак был родом из Вифсаиды, а позже переселился в Капернаум, где он и его отец, Иоанн, а также его брат Андрей продолжили своё занятие. Поскольку у Петра была тёща, то можно сделать вывод, что, когда Иисус призвал его, он был женат (Матф. 8:14). А из слов Павла в 1 Кор. 9:5 видно, что жена Петра, по-видимому, сопровождала его в поездках, связанных с его апостольским служением.
Во-вторых: Но одно из качеств Петра, присущих руководителю, проявлялось в том, что он постоянно задавал Иисусу вопросы: «что? где? когда? почему?». Его интересовало всё, что говорил и делал Господь. Многие вопросы Петра были поверхностными и незрелыми, но в них отражается подлинный интерес к Иисусу и к Его делу. Человек, который не задаёт вопросов, вряд ли достигнет успеха как руководитель, потому что он не имеет желания или готовности разобраться в том, чего не понимает. Когда другие ученики чего-то не понимали, они, вероятно, молчали или обсуждали свои сомнения между собой. Пётр же никогда не колебался и задавал Иисусу прямые вопросы, что бы ни было у него на уме. Например, когда Пётр не понял, что имел в виду Иисус, сказав: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст», — он попросил: «Объясни нам притчу эту» (Матф. 15:11,15). Когда он беспокоился о награде, которую он и другие ученики ожидали получить за то, что оставили всё и последовали за Иисусом, он, не колеблясь, спросил об этом (Матф. 19:27). Пётр спрашивал о смоковнице, которую Иисус проклял, и которая засохла (Марк. 11:21). Вместе с Иаковом, Иоанном и Андреем он попросил Иисуса объяснить, когда и как будет разрушен храм (Марк. 13:4). Вопросы Петра, какими бы незрелыми многие из них ни были, давали возможность Господу помогать Петру расти.
В-третьих: Пётр проявлял инициативу, что является ещё одним необходимым качеством руководителя. Он обычно первым задавал вопросы, но также обычно первым отвечал и на вопросы Иисуса. Когда Господь спросил учеников: «А вы за кого почитаете Меня?», — Пётр сразу же ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16:15-16). Когда воины пришли схватить Иисуса в Гефсиманском саду, Пётр, «имея меч, извлёк его, и ударил раба первосвященника, и отсёк ему правое ухо» (Иоан. 18:10). Даже несмотря на то, что его действия иногда носили неправильный характер, он всегда был готов действовать, как ему казалось, в интересах Христа.
В-четвертых: Пётр всегда был в гуще событий. Он был врождённым участником и никогда не довольствовался местом аутсайдера. Он находился как можно ближе к Христу и хотел участвовать во всём, что происходило. Даже когда он отрёкся от Господа, он находился рядом с Ним, насколько это было возможно, в то время как других учеников нельзя было нигде найти. Когда они услышали о воскресении Иисуса, Пётр прибежал к гробу после Иоанна только потому, что Иоанн бегал быстрее (Иоан.20:4). Пётр всегда был тут как тут.
В-пятых: Даже имена Петра помогают понять его характер. Родители назвали его простым именем Симон, но Иисус дал ему новое имя – Пётр («Кифа» на арамейском), что значит «камень» (Матф. 16:18). По природе Пётр был нерешительным и непостоянным, и, когда Господь назвал его Петром, другие ученики наверняка усомнились в соответствии этого нового имени. Однако новое имя, вероятно, было лёгким и ободряющим напоминанием Симону о том, каким человеком Господь призвал его стать.
После воскресения Иисуса Пётр проявил непослушание и вернулся к рыбной ловле, и когда Господь трижды спрашивал его о верности, Он каждый раз обращался к нему как к Симону (Иоан. 21:15-17). Иисус называл его старым именем, чтобы подчеркнуть, что он поступал, как прежний Симон.
Господь учил Петра через обстоятельства жизни, необходимые для развития его способностей к руководству.
Во-первых: Иисус даровал ему удивительные откровения. Когда Пётр впервые исповедал, что Иисус есть «Христос, Сын Бога живого», Иисус объяснил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Матф.16:16-17). Когда многие последователи Иисуса оставили Его, потому что Он говорил о цене ученичества (используя образное выражение «есть Его тело и пить Его кровь»), Господь спросил Двенадцать: «Не хотите ли и вы отойти?». Похоже, что ответ Петра и в этом случае был вдохновлён Богом, когда он сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни» (Иоан.6:66-68). Иисус преобразовывал Петра, давая ему понять, что Бог хотел использовать его для провозглашения великой освобождающей истины Евангелия. Однажды он смело встанет и скажет: «Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Это да будет вам известно, и внимайте словам моим» (Деян. 2:14). И однажды он возьмёт перо и запишет Божье откровение в виде двух новозаветных Посланий.
Во-вторых: Господь открыл Петру, что его ожидало великое служение. После того, как Иисус объяснил Петру, что истина его исповедания была открыта ему Отцом, Он сказал: «Я говорю тебе: ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 16:18-19). Господь использовал Петра в День Пятидесятницы для великой проповеди евреям, собравшимся со всего мира. Он также использовал его для проповеди Евангелия Корнилию, первому обращённому язычнику. Пётр открыл двери Евангелия как евреям, так и язычникам.
В-третьих: Пётр понял, что ему следует лучше знать писание и не быть поспешным в суждениях. Вскоре после того как Иисус оказал такую честь Петру, сделав вышеупомянутое заявление, Пётр доказал, что не был тем твёрдым основанием, на котором Христос мог построить Свою Церковь. Вероятно, возгордившись и возомнив о себе как о лидере среди учеников, Пётр продемонстрировал, что его уста могут быть использованы как Богом, так и сатаной. Когда Господь Матф. 16:21-23. «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть», Пётр, отозвав Его в сторону, «начал прекословить Ему: „Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой!“ Он же, обернувшись, сказал Петру: „Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое“».
В-четвёртых: Пётр пережил то, что надо надеяться на подаваемую Божью благодать, а не свои силы. Не Иисус отверг его, а он отверг Иисуса. В своей крайней самоуверенности Пётр подвёл Иисуса как раз в тот момент, когда не сомневался в своей силе. Точно так, как уверенность Петра в своей мудрости закончилась тем, что Иисус упрекнул его, так и его уверенность в собственной надёжности закончилась тем, что он отверг Иисуса. Когда Иисус предсказал, что все ученики покинут Его во время ареста, Пётр вновь возразил Ему, заявив: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Когда Иисус продолжал открывать Петру, что тот отречётся от Него той же ночью, причём отречётся трижды, Пётр возражал ещё сильнее: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». Следуя его примеру, «подобное говорили и все ученики». Иисус, конечно же, опять оказался прав. Когда Пётр грелся во дворе первосвященника, он не только отрёкся от Господа три раза, но каждое его последующее отречение было сильнее предыдущего (Матф. 26:31-35,69-75).
В-пятых: Пётр понял, что Господь может возвращать упавшего к потерянной позиции. Когда Иисус указал Петру на недостаток любви в нём, Пётр трижды заверил Господа, что любит Его, а Иисус трижды восстановил его в прежнем статусе и поручил заботиться о Его стаде. Иисус не отказался от Петра. Он заверил Своего претыкающегося ученика, что Его призвание остаётся в силе, и повелел ему снова, как в самом начале: «Иди за Мною» (Иоан. 21:15-19).
Третьей составляющей в подготовке Иисусом Петра было обучение его принципам благочестивого руководства.
Во-первых: Когда сборщики налогов в Капернауме потребовали с Иисуса две драхмы в уплату храмового налога, Иисус повелел Петру пойти и поймать рыбу, во рту которой был статир, — ровно столько, сколько нужно было заплатить за обоих, Иисуса и Петра (Матф. 17:24-27). Этот случай научил Петра подчиняться не только Иисусу, но и человеческим властям. В своём 1-м Послании он писал: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей… Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите»(1Петр 2:13-15,17).
Во-вторых: Петру нужно было научиться сдержанности, причём он нуждался в этом вдвойне. Как уже упоминалось, когда римские воины пришли со служителями первосвященников и фарисеями в сад, чтобы арестовать Иисуса, Пётр вытащил свой меч и стал размахивать им — несмотря на то, что только в римском отряде могло насчитываться пятьсот или более человек. Иисус приказал Петру спрятать свой меч и не препятствовать исполнению Божьего плана (Иоан. 18:10-11).
В-третьих: Петру нужно было научиться смирению; и опять же он нуждался в этом больше других. Всего через несколько часов после того, как Пётр горделиво хвастал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь», — он трижды отрёкся от Господа, хотя ему особо не грозила никакая опасность(Матф.26:33, 69-75). Но он всё же извлёк из этого урок и много лет спустя написал: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Пет. 5:5).
В-четвёртых: Петру нужно было научиться жертвовать, ведь Иисус предсказал ему: «„Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь“. Сказал же это, давая разуметь, какой смертью Пётр прославит Бога. И, сказав это, говорит ему: „Иди за Мною“» (Иоан. 21:18-19).
В-пятых: Петру нужно было научиться любить. Именно недостаток истинной любви заставил Петра отречься от Господа, и именно на такой любви настаивал Христос, когда трижды задавал Свой вопрос. Иисус, умыв ноги ученикам, не только показал пример смирения, но также указал на источник смирения — любовь. Служение другим, как бы дорого оно ни обходилось и каким бы унизительным ни было, не может быть ни смиренным, ни благочестивым, если им движет что-либо, кроме любви (ср.1 Кор. 13:3). Пётр пишет об уроке, который он извлёк: «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что „любовь покрывает множество грехов“» (1 Пет. 4:8).
В-шестых: Петру нужно было научиться мужеству. Ведь предсказание Иисуса о страдании Петра указывало на великую жертву. Следовательно, от него требовалось великое мужество. Когда Петра привели и поставили перед первосвященником и Синедрионом (или Советом), чтобы он проповедал Евангелие, он уже не был тем боязливым трусом, каким он был во дворе первосвященника в ночь, когда арестовали Иисуса. Теперь, будучи уверенным не в себе, а в Своём Господе, он смело стоял и провозглашал: «Да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, — Им поставлен он перед вами здоровым. Он есть „камень, пренебрежённый вами, строителями, но сделавшийся главой угла“» (Деян. 4:10-11;). Когда Совет снова потребовал, чтобы Пётр и Иоанн прекратили проповедовать, Апостолы ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (4:19-20). На следующем молитвенном собрании в Иерусалиме они молились о постоянной смелости, и «по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божье с дерзновением» (ст. 31).
Пётр зачастую учился медленно, но усваивал уроки хорошо.
Предание гласит, что Пётр умер мучительной смертью. И перед тем как его распяли, он стал свидетелем распятия своей жены. В своей книге «Церковная история» Евсевий, один из Отцов ранней Церкви, пишет, что Пётр стоял у креста своей жены, не переставая повторять: «Помни Господа! Помни Господа!». После того как она умерла, он упросил распять его вниз головой, потому что не считал себя достойным умереть так, как умер его Господь.
Жизнь Петра можно обобщить последними словами его Второго Послания: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь» (2 Пет. 3:18).