Притча о добром виноградаре
от Александр Гулько на 06.01.2014 в От Матфея
В этой притче Иисус поясняет, каким образом следует понимать и применять эти слова.
Матфея 20:1-16. 1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой.
Иисус, как всегда, использует обычную земную историю, которая иллюстрирует небесную истину.
Владения хозяина включали в себя большой виноградник, для работы в котором ему нужно было нанять работников.
Так как у большинства хозяев не было достаточно слуг или постоянных работников, для временной поденной работы нанимали работников из близлежащих городов и сел. В надежде, что кто-нибудь наймет их, эти люди собирались на рынке еще до восхода солнца. Именно там рано утром хозяин и нашел этих людей.
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
Рабочий день у евреев начинался в шесть часов утра, и это время называлось первым часом.
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Хозяин не предложил этим людям конкретную плату, а просто сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они чрезвычайно обрадовались, что получили работу хоть за какую-то плату, и пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
Около шестого (полдень) и девятого часа (три часа дня) хозяин пошел обратно в деревню и сделал то же. Каждый раз он находил людей, надеющихся получить работу, и нанимал их.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Затем, ближе к концу дня, около одиннадцатого часа (пять часов вечера), он вновь пошел туда и нашел других. Эта большая группа работников поработала всего один час (ст. 12), и наступил вечер, то есть двенадцатый час, или шесть часов вечера.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
Этим работникам следовало заплатить, начав с последних до первых. Вот где Иисус смог продемонстрировать эгоистичные представления людей о справедливости и где притча начинает пересекаться с изречением: «Многие же будут первые последними, и последние — первыми» (19:30; ср. 20:16).
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
Судя по тому, что хозяин заплатил работникам, пришедшим в одиннадцать часов, он, очевидно, заплатил по динарию и тем, кто был нанят в третьем, шестом и девятом часу. Поэтому понятно, что пришедшие первыми думали, что они получат больше. Первые должны были получить двенадцатидневный заработок за день работы! Они были более чем готовы получить деньги последними, если это означало такую щедрую плату.
Радикальность поступка хозяина, что и составляет основную идею притчи, заключается в том, что пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию, то есть заработную плату за целый день.
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
По-человечески они отреагировали нормально: Это несправедливо! Эти люди работали всего один час в конце дня. Мы тяжело трудились весь день, в том числе во время зноя. Почему им заплатили столько же, сколько и нам?
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Твердо, но вежливо хозяин дал понять, что их претензии неуместны. Он не обидел их, потому что они ясно договорились с ним рано утром на базарной площади (ст. 2), что получат по динарию на каждого, справедливую плату. То, что хозяин заплатил пришедшим позже работникам или любому другому, было его личным делом, и он имел на это полное право. С тем, что принадлежало ему, он мог делать всё, что хотел.
Проблема была не в несправедливости со стороны хозяина и его управителя, а в зависти со стороны работников: «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?». Обвинение в несправедливости основывалось не на любви к справедливости, а на эгоистичном предположении, что дополнительная плата, которую они хотели получить, была ими заслужена. Они просто не могли смириться с тем, что нанятые в последнюю минуту получили столько же, сколько и они. Вместо того чтобы радоваться удаче своих товарищей, они завидовали им и были исполнены горечи.
Чтобы осознать духовное значение этой притчи, необходимо понять, кто или что является олицетворением кого или чего.
Иисус ясно сказал, что эта притча о Небесном Царстве (ст. 1). Поэтому виноградник — это само Царство, хозяин — Бог Отец, а управляющий — Его Сын, Иисус Христос. Работники — это верующие, а динарий — вечная жизнь, которую все, уверовавшие в Иисуса Христа, получают в равной степени. Рабочий день — это жизнь верующего, который служит Господу, а вечер — это вечность.
Божий высший принцип спасения состоит в том, что каждый человек, который приходит к вере в Его Сына, Иисуса Христа, получает по благодати то же самое спасение, приготовленное Отцом и данное Сыном. В этом нет никаких исключений или других вариантов. Приходит ли человек к Богу, будучи ребенком, и живет долгую жизнь в послушании и верном служении, или же он приходит к Нему на смертном одре, все входят в Царство на одном и том же основании и получают одни и те же славные, вечные благословения. Господь, конечно, наградит Своих святых в Свое пришествие (ср. 1 Кор. 4:5; Откр. 22:12) в соответствии с их верностью: «Каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор.3:13-15).
Тема притчи о хозяине — не личные награды, которые будут определять природу и масштаб нашего правления и служения в вечности, а общее блаженство вечности, которое будет принадлежать всем верующим.Здесь Господь говорит не о различии в наградах, а о равенстве в спасении. Он утверждает, что христиане, которые прожили легкую жизнь в покое и относительном мире, имеют то же вечное спасение, как и те, кто пострадал и умер мученической смертью.
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Господь зовет всех, а избираются те, кто откликается на Божий призыв.