Учение Иисуса о разводе
от Александр Гулько на 16.12.2013 в От Матфея
Матфея 19:1-12. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. 2. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. Иисус подтверждал Свою божественность и мессианство посредством чудесных исцелений, таким образом демонстрируя Свою власть и сострадание. 3. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: По всякой ли причине позволительно мужу разводиться с женой своей?
На протяжении многих веков развод был спорным вопросом среди евреев. Фарисеи были сторонниками упрощенной процедуры развода. Представителем либеральной точки зрения фарисеев был раввин Гиллель. Они были известны тем, что разводились со своими женами по всякой причине, чтобы жениться на другой, и учили, что это не только позволительно, но иногда и обязательно. Другую крайность поддерживала гораздо менее влиятельная группировка раввинов, представленная неким Шаммаем, который утверждал, что развод вообще недопустим. Из предыдущих высказываний Иисуса фарисеи знали, что Он не придерживается такой либеральной точки зрения на развод. Они слышали, как Иисус говорил: Кто разводится с женой своей, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф. 5:32).
Для справки: В Беларуси на 1000 браков приходится 930 разводов.
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Во-первых, Вместо того чтобы просто сказать «да» или «нет», Иисус вернулся к тому, что было задолго до раввинских традиций, и даже до закона Моисеева, — к сотворению человека Богом.
Во-вторых, Иисус сказал: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей». «Прилепится», означает прочное соединение предметов. Оно часто использовалось, чтобы описать соединение с помощью клея или цемента.
Брак, как было задумано Богом с самого начала, включает в себя полную преданность и посвящение мужей и жен друг другу и Ему, как божественному Автору их союза и Свидетелю их завета. Третья причина, приведенная Иисусом и подразумевающая, что развода не было в планах Бога, заключалась в том, что в браке двое становятся одной плотью. Как утверждает Павел в 1 Кор. 7:4, в браке супруги физически принадлежат друг другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». Четвертая, приведенная Иисусом причина как аргумент, что развод не был задуман Богом, заключалась в том, что каждый брак, как установление, заключается на небесах.
7 Они говорят Ему: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней? Так как во всех пяти книгах Моисея есть только один отрывок, где упоминается какое-либо основание для развода, фарисеи, вероятно, имели в виду Втор. 24: 1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. 8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Жестокосердие — это состояние, когда согрешающий супруг пребывает в блуде и не раскаивается в этом, делая примирение и нормальные взаимоотношения в браке невозможными. Иисус хотел донести до фарисеев, что легкий развод и повторный брак, превращает всех участников этого процесса в прелюбодеев. Хотя, в данном отрывке и в Матф. 5:32, Иисус говорил только о мужчине, который разводится со своей женой, этот же принцип применим и к женщине, которая разводится со своим мужем. Следует отметить, что Святой Дух делает еще одну милостивую уступку, позволяя развод и повторный брак как выбор, которым может воспользоваться верующий, покинутый неверующим супругом (1-Кор. 7:15).
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Так как двенадцать учеников выросли в культуре, где развод был обычным явлением, они были более чем сбиты с толку учением Иисуса. Их взгляд на брак, как и взгляд их собратьев-евреев, прежде всего, был направлен на достижение эгоистичного, поверхностного удовлетворения своих желаний. Поэтому, чисто с практической точки зрения, они сделали вывод, что одиночество холостого человека лучше, чем рискованный брак. Иисус напомнил им, что «не все вмещают слово это, но кому дано». Безбрачие имеет свои проблемы и искушения, и не всякий христианин способен жить благочестивой жизнью вне брака. Павел говорил, что хорошо оставаться одному для духовных целей, но «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» похотью (1 Кор. 7:8-9). Иисус продолжает рассуждать о трех категориях людей, которые могут быть успешны в безбрачии: Первая категория — это «скопцы, которые из чрева матери родились так». Это люди, которые родились с недоразвитыми половыми органами. Вторая категория — «скопцы, которые оскоплены людьми», как, например, мужчины, охранявшие гаремы. В некоторых древних религиях кастрация считалась способом угодить и послужить языческому божеству, и с этой целью родители иногда даже кастрировали своих младенцев-сыновей. Третья категория — «скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». В отличие от первых двух категорий это не физические скопцы. Нанесение увечий телу как способ угождения Богу — исключительно языческая идея. Здесь Иисус говорит о добровольном безбрачии тех, кому это дано Богом как дар (ст. 11). В этом случае безбрачие действительно может быть для Царства Небесного. Оно может быть угодным Богу и использоваться Им. У Павла был дар безбрачия, и он решительно наставлял других, имевших этот дар, довольствоваться им и использовать его очевидные преимущества для Божьей славы. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, — говорит он, — а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:32-34). Кто может вместить, да вместит.