Матфея 18:15-20
от Александр Гулько на 04.05.2014 в От Матфея
Матфея 18:15-20; 15 Если же согрешит против тебя брат твой,
Под братом подразумевается любой верующий, мужчина или женщина. Здесь подразумевается любой грех, который верующий постоянно совершает и не исповедует.
Каждого из детей Божьих, молодого или старого, мужчину или женщину, образованного или необразованного, богатого или бедного, руководителя или рядового члена церкви, необходимо обличать, когда он или она согрешают.
Тот, против кого совершён грех, должен подойти к обидчику в духе кротости и смирения, с желанием возвратить брата или сестру к святости. Никогда не следует обличать в духе мщения. Обиженный должен быть исполнен духа любви и прощения, даже в момент обличения.
Чем дольше человек продолжает грешить, тем труднее ему оставить грех. В широком смысле, грех, совершаемый любым верующим, направлен против всех верующих. Всякий раз, когда верующий грешит, косвенно он грешит против всех верующих. «Малая закваска» влияет на всех (см. 1 Кор. 5:6). Каждый грех любого верующего ложится пятном на всю церковь и может стать препятствием для прихода неверующих. Грех делает препятствия для действий Духа Святого.
15…пойди и обличи его между тобою и им одним;
Первый раз нужно обличить согрешающего брата между обличающим и им одним, то есть один на один. Духовный христианин не осуждает и не оправдывает согрешающего брата. Его волнует святость и благословение согрешающего брата, чистота и целостность церкви, а также честь и слава Бога. Господь заповедал Израилю: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. Не враждуй на брата твоего в сердце твоём». И дальше Господь продолжает: «Обличи ближнего твоего» (Лев. 19:16-17).
Нежелание обличать согрешающего верующего это недостаток любви, готовой предупредить согрешающего верующего о духовной опасности.
Если мы не обличаем согрешающего брата, мы наносим ему вред и способствуем его духовному падению. Человек, который утверждает, что слишком любит своего брата или сестру во Христе, чтобы обличить их, просто обманывает себя. Ни одно пробуждение в Церкви не происходило без сильной проповеди о Божьей святости и призыва к верующим оставить грех и обратиться к Божьим нормам чистоты и праведности. Верующий, которого не заботит собственная чистота, не будет иметь желания или праведного рвения в послушании защищать чистоту церкви. Господь не может эффективно использовать его для помощи в этом другим, если он не желает бороться со своими собственными грехами. Таким верующим Господь говорит: (Матф. 7:3-5).
15 …если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
Когда согрешающего брата обличают и он отвращается от греха, он обретает прощение. Цель наказания не в том, чтобы выгнать людей из церкви или удовлетворить само праведную гордость тех, кто осуществляет наказание, а в том, чтобы вернуть согрешающего брата обратно. (Гал. 6:1; Иак. 5:19-20).
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
Если согрешающий брат не послушает того, который обличил его наедине, следующий шаг в процессе наказания — взять с собой еще одного или двух верующих, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.
Этот простой порядок подтверждения фактов в споре или обвинении был установлен Моисеем (Втор. 19:15), поэтому был знаком каждому еврею. Чтобы человека не оклеветали и из мести не обвинили в грехе, преступлении или другом проступке, которого он не совершал, закон Моисея требовал, чтобы, по крайней мере, два или три свидетеля подтверждали любое выдвинутое обвинение. Это была необходимая защита от ложного обвинения против невинного человека.
Однако, в контексте этого наставления Иисуса, если свидетельство двух или трех свидетелей необходимо, то не только для того, чтобы подтвердить, что был совершен грех, но и подтвердить, что согрешившего брата обличили правильно, и что он покаялся или нет.
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Первое обличение должно быть полностью тайным, второе — наполовину тайным, а третье должно быть публичным, перед церковью. Брат или сестра должны предстать перед всем собранием для дальнейшего обличения, которое вело бы к покаянию. Обязанность призвать этого человека к святости лежит на всей церкви.
Четвертый, и, последний этап церковного наказания — это отлучение. Если согрешающий верующий и церкви не послушает, его нужно отлучить от церкви. «Да будет он тебе, — говорит Иисус, — как язычник и мытарь». И тот, и другой воспринимались как презренные, отверженные обществом люди.
Когда один человек в коринфской церкви отказался оставить свой грех — кровосмесительную связь со своей мачехой, Павел повелел, чтобы его удалили из среды верующих (1 Кор. 5:1-2).
Верующих, упорно отказывающихся покаяться, следует полностью отлучать от общения с церковью. Они не должны больше иметь благословений от общения с церковью и от ее ободрения. Так как они добровольно отвергли нормы Евангелия, они потерпели крушение в вере. Когда Именей и Александр не переставали пренебрегать именем Господа, Павел «предал [их] сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:20). Таким людям необходимо дать возможность выбрать: покаяться и остаться с народом Божьим или упорствовать в своем грехе и быть преданным миру и дьяволу. (1 Кор. 5:9-13).
Но отлучение нераскаявшегося брата от церкви – это не наказать, а пробудить; поэтому делать это следует в смиренной любви, но никак не в духе самодовольного превосходства. «Не считайте его за врага, — говорит Павел, — а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:15). Четвертый этап процесса наказания заключается как в отлучении, так и в призвании обратно — то есть согрешающего брата необходимо держать вне общения, пока он не покается, но в то же время продолжать звать его обратно в надежде, что он покается.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Наказание следует применять с величайшей осторожностью. Примененное неправильным образом или с неправильным отношением, оно может причинить огромный вред, так как в этом случае поощряется самоправедность и законничество. Если же наказание вообще не применяется, вред заключается в том, что греховное влияние распространяется, как закваска.
Иисус не учит, что церковь или кто-либо из ее руководителей имеет власть прощать грехи членов церкви. Он провозглашает, что церковь имеет божественное поручение наказывать своих членов, когда они отказываются покаяться.
Смысл в том, что не Бог вынужден подчиняться решениям церкви, а церковь, следуя учению Христа о наказании, подчиняется тому, что Бог уже сделал, и таким образом обретает небесное одобрение и власть.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
В молитве мы не всегда получаем не тот ответ, который мы хотим, а ответ, который Бог, в Своей мудрости и любви, считает за лучший.
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Иисус точно также присутствует в маленькой общине, как и в большом массовом собрании. Он точно также присутствует на молитве в домашней группе, где находится только горсточка людей, как и на переполненном храме. Иисус не раб массы и числа: Он везде там, где встречаются верующие сердца, какими бы немногочисленными они были, потому что Он отдает всего Себя каждому человеку.