Любите врагов ваших

от Александр Гулько за 18.01.2013 в

Люби ближнего твоего (Матф.5:43б)

Эта фраза — единственная часть предания, взятая из Ветхого Завета. В Лев. 19:18 сказано: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Эта заповедь часто повторяется в Новом Завете (Матф. 19:19; 22:39; Марк. 12:31; Лук. 10:27; Иак. 2:8; Рим. 13:9; Гал. 5:14). Любовь к другим, проявленная в благожелательном отношении и в добрых делах, всегда была Божьей нормой в отношениях между людьми.

ПЕРВОЕ: Во Второзаконии израильтянам было заповедано помогать соотечественникам в возвращении владельцу потерявшегося быка, овцы, осла или любого другого животного. (Втор. 22:1-4). Но народу Божьему было заповедано поступать точно так же и с врагами. «Если найдёшь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношей своей, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4-5).

ВТОРОЕ: Иов свидетельствовал: «Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» (Иов. 31:29-30). Иов не мстил сам и не радовался, если на них вдруг обрушивалось несчастье. Другими словами, ни в действиях Иова, ни в его словах, ни в его мыслях не было вражды к врагам. Иов жил во времена патриархов и, возможно, был современником Авраама. То есть он жил за сотни лет до того, как Бог дал Свой закон через Моисея. Однако и в те времена Божьи нормы праведности включали в себя милосердие, доброту, заботу о других — качества, присущие Иову, который «был… непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1).

ТРЕТЬЕ: Давид молился: «Если я платил злом тому, кто был со мной в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою и славу мою повергнет в прах» (Пс. 7:5-6). Давид знал, что причинять зло тому, кто плохо обошёлся с ним, такой же грех, как если бы он согрешил против друга.

ЧЕТВЕРТОЕ: В Притчах написано: «Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Прит. 17:5). «Не говори: „Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним“» (Пр.24:29), но «если голоден враг твой — накорми его хлебом, и если он жаждет — напои его водой» (25:21).

Ветхозаветные Божьи нормы для Его народа учат относиться к врагам, как к друзьям.

ИСКАЖЕНИЕ ЗАКОНА В ПРЕДАНИИ

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»(Мф.5:43)

Древние говорили, что любовь — друзьям, а врагам — ненависть.

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев. 19:18). Вопреки этому недвусмысленному откровению, раввинское предание исказило ветхозаветную заповедь, одно добавив — другое опустив.

Убавление:
ПЕРВОЕ: Предание опускало слова «как самого себя» — заповедь о любви к ближним, подобно другим Божьим нормам, считавшимся слишком требовательными, была «урезана» до приемлемого уровня.

ВТОРОЕ: Наряду со столь значительным сокращением, раввинская традиция сузила категорию ближнего, включив в неё лишь заслуживающих одобрения и уважения — тех, кто по большому счёту был во всём похож на них. Явных нечестивцев, вроде сборщиков налогов и прочих грешников, презирали, считая их изгоями общества, недостойными даже называться иудеями.

ТРЕТЬЕ: Одна из причин неприятия Иисуса иудейскими вождями состояла в том, что Он был готов общаться с такими нечестивцами, есть с ними и даже прощать их (Матф. 9:11).

Прибавление: Раввинское предание также исказило ветхозаветное учение о любви, прибавив к заповеди: «Ненавидь врага твоего». Их добавление было более серьёзным искажением смысла, чем опущение части фразы. Излишне говорить, что язычников вообще не считали ближними.

УЧЕНИЕ ХРИСТА

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (5:44-48)

В последующих пяти утверждениях Христос провозглашает ту любовь, которую Бог всегда требовал от Своего народа и которая должна отличать каждого, кто называется именем Господа.

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ

А Я говорю вам: любите врагов ваших (5:44а) В этом отрывке содержится самое ясное учение Писания о смысле любви. Любовь, заповеданная Богом Своему народу, настолько велика, что обнимает даже врагов.

ПЕРВОЕ: Когда Иисус сказал: «А Я говорю вам: любите врагов ваших», Он, должно быть, поразил слушателей, ибо говорил о чём-то таком, что никогда прежде не высказывалось в столь лаконичной, категоричной и убедительной форме
Заповедь Христа «любите врагов ваших» для фарисеев наверняка казалась в высшей степени наивной и безрассудной. Они считали, что не только могут, но и обязаны ненавидеть врагов. Не питать ненависти к тем, кто явно её заслуживал, в их глазах было нарушением праведности.
Иисус противопоставляет Божий стандарт извращённым меркам еретической традиции иудеев Ставя Своё учение выше предания.

ВТОРОЕ: Ветхозаветное понимание «ближнего» включало даже личных врагов. Эту истину Иисус излагает в притче о Добром самарянине. Суть этой притчи заключалась не в ответе на вопрос законника: «А кто мой ближний?», хотя ответ был дан. В ней Иисус раскрывает нам Божье требование быть ближними всякому нуждающемуся в нашей помощи (Лук. 10:29, 36-37).

ТРЕТЬЕ: Но любовь, о которой говорит здесь Иисус и о которой больше всего говорится в Новом Завете, это «агапе» — любовь, стремящаяся к наивысшему благополучию другого и действующая в этом направлении.
Любовь «агапе» может быть эмоциональной, но она должна быть действенной. В прекрасном по форме и убедительном по содержанию трактате Апостола Павла о любви в 13-й главе 1-го Послания к Коринфянам все пятнадцать отличительных качеств любви употреблены в глагольной форме. Понятно, что любовь включает в себя душевное расположение, поскольку, как и все формы праведности, она зарождается в сердце. Однако её лучшей характеристикой и доказательством служат дела.

ЧЕТВЕРТОЕ: Прежде всего, любовь агапе — это сущность Бога. Именно любовь такого свойства Он проявляет и дарит (1 Иоан. 4:7-10). «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам… [И] Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:5, 8). Мы можем любить только благодаря Его любви, и «если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас» (1 Иоан. 4:11-12).

ПЯТОЕ: Иисус, умыв ноги ученикам и показав этим пример кротости и жертвенной любви, сказал им:«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоан. 13:34). Ученики были эгоцентричны, сварливы, ревнивы, а иногда даже спорили с Тем, Кого называли Богом, Спасителем и Господом. Однако всё, что Иисус говорил и делал, — всё без исключения было им во благо. И такой любовью Он заповедал любить Его и друг друга. Такой любовью Он заповедует Своим последователям любить даже врагов.

ШЕСТОЕ: Нам, конечно, не понравиться низкий, подлый преступник, ограбивший меня и угрожавший моей жизни. Мне не может нравиться неискренний, лживый клеветник, возможно, не раз очернявший моё имя. Но, по благодати Иисуса Христа, даже видя в них плохое, я могу любить их, желать им только добра и трудиться для достижения этого. И, что важнее всего, я могу помочь им обратиться от их злых путей

СЕДЬМОЕ: Проявлять любовь нужно не только чувствами, но и служением. Божья любовь объемлет весь мир (Иоан. 3:16), Он возлюбил нас, когда мы были ещё грешниками и Его врагами (Рим. 5:8-10). Нежелающие верить в Бога — Его враги, но Он не враг им. Поэтому и мы не должны быть недругами по отношению к тем, кто относится враждебно к нам. Может быть, они видят в нас врагов, однако мы должны считать их своими ближними.

ВОСЬМОЕ: Независимо от того, какие у нас складываются отношения с людьми, Бог желает, чтобы мы проявляли любовь. Будь то конфликтная ситуация с супругом, детьми или родителями, нашими друзьями или членами поместной церкви, нечестным конкурентом по бизнесу или недоброжелательным соседом, политическим или общественным противником, мы должны молиться о них и относиться к ним с любовью.

МОЛИТЕСЬ ЗА ГОНИТЕЛЕЙ 

…и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (5:44б)

ПЕРВОЕ: Поскольку гонения — столь обычная реакция мира на Божью истину, Господь уверяет: гнали Его, будут гнать и нас (Иоан. 15:20). Следовательно, заповедь молиться за гонителей будет исполнять каждый верный христианин. Эта заповедь не только для тех, кто живёт в языческих или атеистических странах, где христианство запрещено или ограничено в правах.

ВТОРОЕ: Лучший способ достичь правильного отношения, то есть любви-агапе, к гонителям — это молиться о них Господу. Мы можем испытывать на себе их злобу и несправедливость, презрение и ненависть. До уверования мы были точно такими же и так же нуждались в прощении и милости Господа. Мы должны молиться, чтобы они, как и мы, искали Его прощения и милости.

ТРЕТЬЕ: Нашими гонителями могут оказаться не только неверующие. Христиане тоже могут создавать массу неприятностей друг другу. И первый шаг к восстановлению отношений — всё та же молитва. Кто бы и как бы нас ни гнал, мы должны рассказать всё в молитве Богу. Молитва за других может стать началом соединения сердца просителя с Божьим.

ЧЕТВЕРТОЕ: Пастор Дитрих Бонхёффер, пострадавший и, в конечном счете, казнённый в нацистской Германии, писал об учении Христа, изложенном в Матф. 5:44«Это вообще запредельно. Молясь, мы ступаем навстречу врагу, переходим на его сторону… вступаемся за него перед Богом»

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО УСЫНОВЛЕНИЯ

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (5:45)

ПЕРВОЕ: Любовь к врагам и молитва за гонителей свидетельствует о том, что мы — сыны Отца нашего Небесного. Сам Бог есть любовь. И наша любовь — самое веское доказательство Божественного усыновления. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоан. 4:16). Более того, «кто говорит: „Я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (ст. 20). Проявление любви служит доказательством того, что мы уже Его дети. Если жизнь человека отражает Божью природу, это свидетельствует, что через рождение свыше эта жизнь наделена Его естеством.

ВТОРОЕ: Бог повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Эти благословения изливаются, невзирая на заслуги или достоинства — иначе они никому бы не достались. Господь посылает их всем и каждому по Своей щедрости, которую богословы обычно называют общей благодатью. Его Божественная любовь и промысел тем или иным образом одаривают благодатью каждого, даже тех, кто восстаёт против Бога или отрицает Его.

ТРЕТЬЕ: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даёшь им пищу их в своё время, — восклицает псалмопевец. — Открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению» (Пс. 144:15-16). Ни в одной области — физической или духовной, интеллектуальной, эмоциональной или моральной — нет того, чего бы мы не получили из руки Божьей. Если Господь щедр ко всем, то и Его дети должны быть не менее щедрыми.

ПРЕВОСХОДСТВО НАД НЕВЕРУЮЩИМИ

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (5:46-47)

ПЕРВОЕ: Если книжники и фарисеи и были в чём-то единодушны, так это во мнении, что они намного лучше других. Но Иисус обличает их слепое лицемерие, показывая, что такая любовь ничем не отличается от обыкновенного самолюбия мытарей и язычников, — хотя книжники и фарисеи считали своё превосходство неопровержимым. Качество любви граждан Божьего Царства, как и любой другой аспект праведности, должно быть значительно выше мирских стандартов.

ВТОРОЕ: Христиане должны отличаться на работе как самые честные и тактичные. Среди соседей они должны быть известны как внимательные и отзывчивые люди. Христиане должны быть заметны всюду, где бы они ни были, ибо проявляемая в них любовь дарована Богом. Христос уже сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Дж. Освальд Зандерс отмечает: «Господь ожидает от Своих учеников такого поведения, которое может быть истолковано только сверхъестественным происхождением».

УПОДОБЛЕНИЕ НЕБЕСНОМУ ОТЦУ

Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (5:48)

В этих словах сокрыта полнота учения Христа, изложенного в Нагорной проповеди и, конечно же, во всём Писании. Наиважнейшая цель спасения, задача Евангелия и величайшее желание Бога состоит в том, чтобы все люди при содействии благодати стремились уподобляться Ему.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *