Евангелие от Матфея 11:7-15
от Александр Гулько на 13.01.2013 в От Матфея
Матфея 11:7-15 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить народу об Иоанне. У Иоанна было много верных последователей, и многие признавали, что он — пророк, проповедующий божественную весть (Матф. 14:5; 21:26). Неужели Иоанн не заслуживал доверия, думали они, и неужели его проповедь была недостоверной?
Чтобы ответить на вопросы, возникшие у народа, Иисус Сам обратился к ним с вопросом: «Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?»(Матф.11:7).
Он воззвал к их собственному опыту, по сути, спрашивая: «Был ли человек, которого вы видели проповедующим и крестящим в пустыне, неуверенным и нерешительным, как трость, колеблемая ветром?». «Разве вы слышали когда-нибудь, чтобы Иоанн изменил своё послание или пошёл на компромисс со своими убеждениями?» — спрашивал Он. Люди знали, что Иоанн не колебался, как тот тростник. Если когда-либо и был человек с непоколебимыми убеждениями, так это был Иоанн. Он противостал книжникам, фарисеям, саддукеям и даже самому Ироду, — и именно за свою отвагу он теперь находился в тюрьме. Люди знали, что Иоанн был далёк от того, чтобы быть бесхребетным или нерешительным. Как писал Джон Буньян в книге «Путешествие Пилигрима»: «господин Сговорчивый не идёт в тюрьму, чтобы его замучили там за истину».
Иоанн много раз имел возможность использовать толпу и завоевать одобрение властей. Он был настолько сильной и представительной фигурой, что многие думали, что он сам был Мессией (Лук. 3:15). Если бы он был менее прямолинеен и честен, он мог бы добиться поддержки лицемерных фарисеев и саддукеев, которые приходили к нему креститься. Вместо этого, он указал им на их грех и лицемерие, сказав: (Матф. 3:7-10).
«Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих», — говорит Иаков (Иак. 1:8). Павел описывает таких людей как «колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения» (Ефес. 4:14). Однако, как и Златоуст, Иоанн Креститель был человеком далеко не с двоящимися мыслями.
Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских (Матф.11:8)
1. Путь к успеху никогда не бывает лёгким. Потакающий своим желаниям человек, одетый в мягкие одежды, не живёт в пустыне, как это делал Иоанн. Иоанн носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд» (Матф. 3:4). Его образ жизни — это своего рода протест против эгоистичности и потакания своим желаниям.
2. Но Иоанн Креститель не был карьеристом, пекущимся только о своих интересах. Он и буквально, и символически одевался, ел и вообще жил вдали от лицемерной и продажной религиозно-политической системы. Его не интересовали ни праздность, ни одобрение мира. Он не был склонен добиваться расположения тех, кто мог продвинуть его по службе или повысить его благосостояние. Иоанн был настолько поглощён делом, которое ему поручил Господь, что мир со своими прелестями его совсем не привлекал. Посвященность служению не оставляла места заботе о личных интересах и комфорте.
3. Как было предсказано до рождения Иоанна, он дал обет назорея на всю жизнь. Иоанн «будет велик перед Господом, — сказал ангел его отцу Захарии, — не будет пить вина и сикера» (Лук. 1:15). Наряду с отказом от вина и сикера, обет также предполагал, что давший его никогда не будет обрезать волосы и не будет прикасаться ни к чему церемониально нечистому, как, например, мёртвое тело. Многие евреи, как мужчины, так и женщины, давали обет назорейства на несколько месяцев или на несколько лет. Но, наряду с Самсоном (Суд. 13:7; 16:17) и Самуилом (1 Цар. 1:11), Иоанн Креститель был одним из трёх людей, упомянутых в Писании, которые дали обет назорейства на всю жизнь. Его обет — это акт пожизненного, добровольного самоотречения в знак преданности Богу.
Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. (Матф.11:9) И здесь Иисус задаёт народу третий вопрос.
1. До того, как началось служение Христа, ни один человек не призывался к такому высокому и священному служению, к какому был призван Иоанн Креститель. Иоанн был призван объявить и приготовить путь для Мессии, Сына Божьего, Царя царей? Ответ был ясен: «Да». Как уже упоминалось, у Иоанна Крестителя, помимо его учеников, появилось много преданных последователей, и большинство людей действительно считали его пророком (Матф. 14:5;21:26).
2. Служение пророков началось с Моисея и продолжалось до Вавилонского плена, после чего у Израиля не было пророков на протяжении четырёх столетий, пока не пришёл Иоанн Креститель. Он был последним из пророков, самым энергичным, красноречивым, смелым, сильным оратором, которого когда-либо призывал Бог. Как последний пророк он должен был не просто объявить, что Мессия грядёт, но что Он уже пришёл.
3. Иисус сказал: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя»
Иисус заверил людей, что Иоанн был не просто пророком, но он был больше пророка. Цитируя Мал. 3:1, Он сказал: «Ибо он тот, о котором написано: „Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”». Выражение «пред лицом Твоим» означает «быть впереди или предшествовать». Иисус хотел подчеркнуть, что среди людей не восставал больший Иоанна Крестителя. Он был самым великим человеком из живших в те времена. С земной точки зрения, характер и призвание Иоанна сделали его самым великим человеком, когда-либо рождённым, кроме Самого Иисуса. Если судить по лучшим человеческим качествам, Иоанну не было равных. Иисус добавил: «Но меньший в Царстве Небесном больше его». Хотя он и был духовным гигантом среди людей, уникальное величие Иоанна заключалось в той роли, которую он играл в истории человечества, а не в его духовном наследии, в котором он будет равен любому верующему. Поэтому меньший в Царстве Небесном (в духовном измерении) больше его, то есть больше любого человека (в человеческом измерении), включая Иоанна.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. (Матф.11:12,13)
1. Иоанн Креститель взошёл на подмостки истории в нужное время. До этого момента было четыреста лет молчания, когда Бог ничего не говорил Израилю. Народ пребывал в ожидании. И до того, как Иисус начал Своё служение, Иоанн занимал центральное место в истории искупления. Он стал венцом ветхозаветной истории и пророчества.
2. Однако, Иоанн, куда бы он ни пришёл, порождал конфликт, потому что его проповедь нарушала статус-кво. Призывая к покаянию, он ворошил осиное гнездо религиозных вождей и обличал даже царя. Куда бы Иоанн ни шёл, он везде сталкивался с противостоянием, а часто и с насилием (сила), в результате чего был схвачен, брошен в тюрьму и, в итоге, казнён.
3. Царство Небесное означает Божье общее господство, Его волю и Его дела по отношению к человечеству. Оно представляет Божью цель, Его послание, Его принципы, законы и действия, касающиеся человечества, — и с тех пор, как начал проповедовать Иоанн, всё это было связано с определёнными усилиями.
4. Все предыдущие откровения свыше достигают своей кульминации в Иоанне Крестителе, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. Всё, начиная от Бытия до Малахии и, затем, до Иоанна, указывало на Христа, Мессию, и вело к Нему.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит! (Матф.11:14,15)
1. Последними словами последнего пророка Бог сказал: «Вот, Я пошлю к вам Илию, пророка, перед наступлением дня Господнего, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6).
2. Этот пророк должен был быть не воплощённым Илией, а другим пророком, таким, как Илия. То, что пророчество Малахии относилось к Иоанну Крестителю, а не к буквальному возвращению Илии, ясно из того, что сказал ангел Захарии об Иоанне: «И будет идти пред Ним в духе и силе Илии» (Лук. 1:17); и сам Иоанн отрицал, что он Илия (Иоан. 1:21). Иоанн был как Илия внутренне (будучи в «духе и силе») и внешне (будучи суровым и независимым отшельником). Так как Израиль не принял вести Иоанна Крестителя, Иоанн не стал Илией, и Царство не было установлено. Поэтому другой пророк, как Илия, придёт, возможно, как один из двух свидетелей, упомянутых в Откр. 11:1-19.
Иоанн был уникальным человеком, и Бог использовал его могущественно в искупительном плане до нового завета. Но это величие блекнет, говорит Иисус, рядом с теми, кто входит в Его духовное Царство через веру в Него как в Господа и Спасителя в новом завете. Истинное величие заключается не в том, чтобы быть как Иоанн, а в том, чтобы быть как Христос. Именно это — та «драгоценная жемчужина», которая достойна того, чтобы ради неё пожертвовать всем (Матф. 13:46).