Евангелие от Матфея 10:32-42
от Александр Гулько на 21.04.2009 в От Матфея
Матф.10:32,33 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Господь здесь, прежде всего, предупреждает учеников о трудностях, связанных с гонениями. Он говорит о том, что это не должно стать для них непреодолимым препятствием в том, чтобы исповедовать и проповедовать Христа: “но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян.1:8).
Готовность человека исповедовать Христа перед людьми определяет готовность Христа признать этого человека перед Своим Отцом. Это касается двух важных моментов:
- Нашей земной жизни, когда Иисус исповедует нас пред Отцом, как верных рабов;
- Времени, когда наша земная жизнь закончится, мы предстанем пред Богом, и Он скажет: “Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего” (Матф.25:21).
Апостол Павел с готовностью заявлял: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16). «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Иоан.4:15). Верной церкви в Пергаме Господь сказал: «Знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что держишься имени Моего, и не отрёкся от веры в Меня даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:13).
Мы исповедуем Христа, не просто признавая, что Он — Господь и Спаситель, но принимая Его нашим Господом и Спасителем. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, — говорит Апостол Павел, — и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9-10). Открытое исповедание устами — это отражение подлинной веры в сердце. Конечно, в истории Церкви были христиане, которые отреклись от Христа. Различают два вида отречения:
- Под давлением или принуждением, связанным с наказанием разного рода, вплоть до смертной казни. Пример: отречение Петра.
- Добровольное отречение без внешнего давления. Часто связано с потерей веры или с тягой к греху.
Отречение от Христа образом жизни:
- Можно отрекаться от Христа перед людьми молчанием, не свидетельствуя о Нём и пытаясь быть незаметным христианином, чьи друзья и соседи и, возможно, даже семья никогда не заподозрят его в том, что он верующий;
- Можно отрекаться от Христа поступками, живя, как живёт остальной мир, не придерживаясь более высоких норм и ценностей. Можно отрекаться от Христа словами, впадая в мирские непристойности, вульгарность и богохульство. Есть много путей или вариантов отречься от Христа и без словесного или публичного отречения от Него.
Матф.10:34-36 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его.
Важно понимать, как Господь говорит эти слова. Конечно, со скорбью и сожалением. Разделение даже произошло в Его семье. Он не был принят, как Мессия многими членами Его семьи, по крайней мере, до Его воскресения: “И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя” (Мар.3:21); “Ибо и братья Его не веровали в Него” (Иоан.7:5).
Существуют две основные причины, по которым не принимают Иисуса:
- Вопрос веры: “Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам” (Иоан.10:26);
- Любовь к греху: “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Иоан.3:19).
Если существуют разделения в семье по вопросу отношения к Христу, следует молиться за неверующих и мудро им свидетельствовать, но не превозноситься и не отвечать злом за зло.
Матф.10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; Эти слова означают, что, как бы мы не любили наших близких, мы все равно должны любить Христа больше, и никогда не поддаваться их угрозам или уговорам, чтобы отречься от Христа.
Нам важно, останавливаясь, время от времени, проверять себя: действительно ли мы любим Христа больше всего в этом мире: “Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим”(Матф.22:37).
Матф.10:38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Двенадцать учеников сразу поняли, что «взять крест свой и следовать за Иисусом» — значит безоговорочно отказаться от себя и подчиниться Его господству, какой бы ни была цена, даже если это цена жизни. Но, как объясняет дальше Господь, никакая жертва ради Него не может сравниться с тем, что жертвующий получил от Христа: “Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1Кор.2:9); Евр.11:16 “но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город”.
Человек, который думает, что сберёг душу свою для мирских благ в виде греха, потеряет её. Земная жизнь временна, и человек, который держится за неё больше всего на свете, держится за то, чего удержать не может, — и в этом процессе он теряет право на жизнь вечную: “Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:” (Матф.25:41); Откр.21:8 “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая”.
С другой стороны, «потерявший душу свою ради Меня, — говорит Иисус, — найдет её». Но, готовность отказаться ради Христа от всего, даже, если необходимо, от жизни, характеризует истинного ученика, то есть человека, предназначенного для небес и вечной жизни в Божьем присутствии.
Матф.10:40-42 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
- Иудеи всегда считали, что принять чьего-то посланника или вестника – это все равно, что принять самого человека. Оказать почтение послу было равнозначно тому, что оказать почтение пославшему его царю. Оказать радушный прием вестнику друга было равнозначно оказанию радушного приема самому другу.
- Мы не можем все быть пророками, проповедовать и провозглашать слово Божие. Но тот, кто оказывает гостеприимство Божиему вестнику, получит не меньшую награду, чем сам пророк. Пусть те, кто часто должен выполнять неблагодарную работу по поддержанию порядка в доме, готовить пищу, стирать белье, ходить в магазин, смотреть за детьми, не видят в этом скучную и утомительную повседневность – это величайшая задача Божья, и такие люди получат награду человека, которому они служат.
- Прекрасное в этом отрывке то, что Христос подчеркивает важность простых и малых дел. Церкви и Христу всегда будут нужны сильные проповедники, великие учители, святые люди, чьи имена хорошо известны. Но Церкви и Христу всегда будут также нужны люди, в домах которых можно найти гостеприимство; люди, в руках которых вся домашняя работа, а в сердце – забота и христианская любовь.