Нагорная проповедь (6 часть)
от Александр Гулько на 04.07.2011 в От Матфея
Мф.5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Тема святости и сердечной чистоты прослеживается в Библии от Бытия до Откровения.
КУЛЬМИНАЦИЯ ВСЕХ БЛАЖЕНСТВ
На первый взгляд эта заповедь может показаться стоящей не на своём месте, случайно затесавшейся в строгую последовательность остальных истин. По причине крайней важности ей, казалось бы, больше подошло бы место вначале — как основание, или в конце — как кульминация всех блаженств.
Тем не менее, шестая заповедь блаженства, как и любая другая часть Слова Божьего, стоит на своём месте. Она чудесным образом вписывается в общую последовательность божественных истин. Это – вершина заповедей блаженства, центральная истина, к которой ведут предыдущие и из которой логически вытекают оставшиеся.
Слово «сердце» — перевод греч.кардиа, от которого образовано множество слов, например, «кардиология». В Писании, как и во многих культурах и языках, сердце нередко метафорически обозначает внутреннюю сущность, саму личность человека.
Иисус спрашивал книжников: Матф. 9:4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?; Таким образом, сердце является центром управления разумом, волей и чувствами.
В противоположность показной, поверхностной, лицемерной религии книжников и фарисеев, Иисус утверждал, что Бог требует чистоты во внутреннем человеке, то есть в самом центре человеческого бытия.
Истина эта была не нова, но она затерялась среди традиций и обрядов. Притчи 4:23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Да и первый мир был уничтожен потопом именно из-за нечистых сердец. Быт. 6:5-7 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Давид признал перед Господом: Пс. 50:8,12 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Иер. 17:9-10 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
Злые дела и привычки берут начало в сердце и разуме. Иисус говорил: Матф. 15:19-20а ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека;. Господь всегда обращал внимание, прежде всего, на внутреннюю суть человека — на состояние сердца.
Слово «чистые» — перевод греч.катарос, главное значение которого — очищать от грязи, мусора и вредных примесей.
Это греческое слово нередко использовалось по отношению к металлам, переплавляемым для очистки от примесей. В этом смысле чистота означает что-либо несмешанное, неосквернённое, без примесей, а применительно к сердцу — преданное, верное, нелицемерное, подлинно праведное.
Книжники и фарисеи думали, что могли угодить Богу, давая десятину «с мяты, аниса и тмина», но при этом «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф. 23:23). Они весьма щепетильно относились к соблюдению обрядов, но не обращали внимания на внутреннюю жизнь. (Мф.23: 25-26).
Можно быть очень религиозным и делать много хороших дел, но Богу не угодить, если сердце перед Ним неправо.
Только чистые сердцем войдут в Царство Небесное. Пс. 23:3-4 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему].
Порочное сердце — главная причина разделения человека с Богом. Ис. 59:1-2 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.
И как нечистое сердце препятствует нашему общению с Богом, так чистое сердце через Иисуса Христа примиряет нас с Ним.
Верой в то, что Господь совершил черезСвоего Сына Иисуса Христа, Ефес.1:7 мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его. Вменяя нам Свою праведность, Бог вместе с ней вменяет нам и Свою святость.
В ПИСАНИИ РАСКРЫВАЮТСЯ ПЯТЬ ВИДОВ СВЯТОСТИ.
Первый можно назвать совершенная святость. Ею обладает только Бог. Она — Его неотъемлемое свойство.
Второй.Следующий вид — первозданная святость. Ею обладало творение до грехопадения. Бог сотворил ангелов и человека абсолютно чистыми, но, к несчастью, некоторые из ангелов, и вслед за ними, всё человечество отступили от этой святости.
Третий вид святости — вменённая — даётся в момент принятия человеком Христа как личного Спасителя. Когда мы уповаем только на Него, Бог вменяет нам праведность и святость Христа. Рим. 4:5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. С этого дня Небесный Отец видит нас так, как Своего Сына Иисуса, — абсолютно праведными и непорочными (2 Кор. 5:21; Евр. 9:14).
Четвёртый вид святости — фактическая, или реальная.
1) Божий критерий для нашего сердца — стопроцентная чистота. Матф. 5:48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Но люди охотнее мирятся с противоположным критерием. Нам проще сравнивать себя с худшими, чтобы в своих глазах выглядеть лучше. И фарисей, молившийся в храме и благодаривший Бога за то, что не таков, как прочие люди, считал себя праведным только потому, что не был шарлатаном, прелюбодеем или мытарем (Лук. 18:11).Мы все чувствуем себя немного героями, когда слышим о чужих преступлениях, которых сами никогда в жизни не совершали. «Добропорядочные» граждане презирают менее добропорядочных, а те, в свою очередь, — таких, кто хуже них. Доведённая до крайности, эта спираль осуждения опустится на самого жалкого негодяя — он-то как раз и будет тем эталоном, с которым сравнивает себя весь мир!Но Бог предлагает иной эталон — Самого Себя! И ни один человек не может соответствовать требованиям Бога, пока не станет настолько же чистым, святым и совершенным, как Сам Бог.
2) Достижение ее требует величайших усилий с нашей стороны. Вот почему Апостол Павел так настойчиво призывает: 1Пет.1:14-16 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
3) Кто рожден свыше и принадлежит Господу, тот обязательно будет жаждать духовной чистоты. Искупленный человек всем своим существом стремится к святости, даже когда этому стремлению мешает грех. И, хотя нам не всегда удаётся быть до конца преданными Ему, мы, по крайней мере, стараемся. И вместе с Павлом мы признаём: Рим. 7:15,21,25 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Мотивы Павла были чисты, хотя живущий во плоти грех иногда брал верх над его духовными устремлениями.
4) Двоедушие всегда было большой бедой в Церкви. Как часто нам хочется служить Господу, в то же время не оставляя путей мира! Но это невозможно, как предупреждал Иисус: Матф.6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Иаков ту же мысль выражает иначе: Иак. 4:4 Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. И затем предлагает такое решение: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (ст. 8).
5) Конечно, земное освящение будет в лучшем случае как золото с примесью железа и глины или как белые одежды, подшитые чёрными нитками. Однако Господь ждёт от нас максимальных усилий.
Если нам неведома духовная чистота, то мы либо вовсе не принадлежим Христу, либо живём в непослушании. Нас будут подстерегать многие искушения, но Бог всегда даст возможность перенести их. И даже в случае поражения, 1 Иоан. 1:9.
Пятая. Наконец, однажды верующие обретут окончательную святость — состояние совершенной чистоты, которое искупленные будут иметь на небесах после облечения в славу Господню. Все грехи будут полностью и безвозвратно омыты, и мы 1Иоан.3:2 будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
ПУТЬ К СВЯТОСТИ
Во-первых, проблема греха заключается главным образом не во внешнем зле, а во внутренне присущей нам порочности. Однако Господь никогда не требует того, о чём Сам Он прежде не позаботился. Он поможет жить праведно, но сначала мы должны признать свою полную неспособность даже один миг прожить свято без Его помощи и поддержки. Прит. 20:9 Кто может сказать: Я очистил моё сердце, я чист от греха моего? (Ответ напрашивается сам собой: «Никто». Иер.13:23 Эфиоп не может переменить кожу свою, и барс — пятна свои. Очищение начинается с признания бессилия. Только после этого бессилие замещается Божьей силой.
Во-вторых, мы должны пребывать в Божьем Слове. Без Божьего Слова не уклониться от Его воли невозможно. Иисус говорил: Иоан.15:3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
В-третьих, чрезвычайно важно жить под водительством Духа Святого. Гал. 5:16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти.
В-четвёртых, мы должны молиться. Невозможно повиноваться Божьей воле или понимать и соблюдать Его Слово без общения с Ним. «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом» (Ефес. 6:18; ср. Лук. 18:1; 1 Фес. 5:17). Вместе с Давидом мы восклицаем: Пс. 50:12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
РЕЗУЛЬТАТ СВЯТОСТИ
Большое благословение для чистых сердцем заключается в том, что таковые Бога узрят. Дословно эту фразу можно было бы перевести так: «Ибо они будут постоянно видеть Бога своими глазами». Близкое общение и познание Господа предназначается лишь для чистых сердец.Сердечная чистота открывает духовные очи, и Бог как бы становится видимым.Мы увидим Его таким, как он есть, только тогда когда оставим тела.
Здесь, на земле, мы начинаем жить в присутствии Господа.