Нагорная проповедь (3 часть)

от Александр Гулько на 21.07.2009 в

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Итак, третья заповедь блаженства – кротость, рассмотрим с библейской точки зрения. (Матфея 5:5)
Господь провозгласил:счастливы кроткие и смиренные. Это те качества, которые презираются многими людьми, –  в их понимании «счастливы»- пробивные, те, которые всегда смогут постоять за себя; наглые, готовые идти по головам ради достижения своих целей. Но Христос сказал, что счастливы- кроткие.

Все религиозно-политические группы в Израиле ждали Мессию, но они не ждали Его в кротости и смирении. Однако именно этим качествам учил и следовал Иисус. В конечном итоге народ отверг Иисуса, потому что Иисус не оправдал их ожиданий. Более того, Он выступал против тех средств, на которые они уповали. Сначала они отвергли Его, потом возненавидели и, в конце концов, убили, так как вместо одобрения их религиозности Христос осудил её.

Когда Он начал Нагорную Проповедь с учения о смирении, плаче и кротости, в души людей закралось сомнение, что что-то здесь не так. Едва ли этот странный проповедник мог быть Избавителем, Которого они с нетерпением ждали. Несмотря на все чудеса, сопровождавшие служение Иисуса, народ никогда не верил в Него как в Мессию, потому что Он не оправдал их чаяний в противостоянии римскому господству ни воинством, ни чудесами.

Иудеи ждали иного Мессию, чем Тот, Которого обещал Господь. Они не придавали значения разделам Слова Божьего, в которых Мессия изображался одновременно и как страдающий Слуга, и как побеждающий Господь Они не могли допустить и мысли, что слова: «Не было в Нём ни вида, ни величия… Он был презрён и умалён людьми… Он был презираем, и мы ни во что ставили Его… как овца, ведён Он был на заклание… Ибо Он отторгнут от земли живых… и Ему назначали гроб со злодеями» (Ис. 53:2-3, 7-9) — относились к Мессии, грядущему Избавителю.

Учение Христа казалось непривычным и неприемлемым для большинства слушателей. Они не признали в смиренном и жертвующем Собой Иисусе Мессии, потому что пренебрегли Божьим пророчеством о Мессии как о страдающем Слуге. Такой Мессия им был не нужен.

ЗНАЧЕНИЕ КРОТОСТИ

Слово «кроткие» происходит от греческого «праос», которое означает «мягкий, спокойный». Это слово также употребляли по отношению к жеребцам и другим животным, чей дикий от природы нрав был укрощён и,которых, можно было использовать для работы. По отношению к человеку оно означало «быть мягким, спокойным, нежным и добросердечным».
Слово Божье много говорит о важности и ценности кротости в глазах Божьих. Ис.57:15 Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
Моисей, великий освободитель еврейского народа и поставленный Богом законодатель, «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3).
Великий иудейский царь Давид, прославившийся своими военными подвигами, писал, что Господь «направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9).
Так было и в Новом Завете. Иисус учил кротости в Заповедях блаженства и в других Своих речах, записанных в Евангелиях, а продолжили эту тему Апостолы.
Павел умолял ефесскую церковь «поступать достойно звания, в которое [они] призваны, со всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Ефес. 4:1-2).  Он призывал колоссян «[облечься] в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:12). Он говорил, чтобы Тит напоминал своей пастве «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и проявлять всякую кротость ко всем людям» (Тит. 3:1-2).

ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ КРОТОСТИ:

Кротость это не значит слабость. Кротость – это способность контролировать свои чувства, эмоции, порывы в послушание Божьему Слову. Человек без кротости, что «город разрушенный, без стен» (Прит. 25:28). «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города» (Прит. 16:32). Кротость направляет силу в нужное русло.

“О блаженство человека, который гневается в нужное время и никогда не гневается беспричинно; который полностью контролирует каждый свой инстинкт, каждый свой порыв и каждую свою страсть, потому что его самого направляет Бог; который достаточно скромен, чтобы осознавать свое незнание и свою собственную слабость, потому что такой человек – царь среди людей!”

Кротость — это не трусость и не проявление слабохарактерности.
Иисус много раз метко разоблачал лицемерных и нечестивых религиозных вождей. Иоан.8:44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Он дважды силой очищал храм и бесстрашно выносил Божий приговор отрёкшимся от Слова Божьего и исказившим его. Мар.11:15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул. Господь вставал на защиту славы Отца, но принёс Себя в жертву за человечество.

Христос оставил нам пример для подражания — «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судье праведному» (1 Пет. 2:22-23).

Кротость — это не слабость, но кротость никогда не прибегает к силе для обеспечения личной безопасности или достижения корыстных целей. Кротость — это сила, находящаяся под полным контролем Бога.

Кротость — это качество, противоположное насилию и мстительности. Кроткий человек легко уступает даже тогда, когда он прав. Он знает, что Господь позаботится о нем и он все равно ничего не потеряет. 1Кор. 6:7-8 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.  Кроткий человек легко прощает, потому что помнит, сколько ему прощено.

ПРОЯВЛЕНИЕ КРОТОСТИ

Лучший способ охарактеризовать кротость — это показать её на примере, увидеть её в действии.
После того как Бог призвал Авраама и вывел его из Ура Халдейского в Землю Обетованную, заключив с ним чудесный завет, между пастухами Авраама и его племянника Лота возник спор о пастбищах. Аврааму была обещана вся земля ханаанская. Он был избранником Божьим и праотцем избранного народа. А Лот был попросту «бедным родственником», благополучие и безопасность которого во многом зависели от Авраама. Кроме того, Авраам был его дядей и старшим по возрасту. Однако Авраам охотно позволил Лоту первым выбрать землю, отдавая, таким образом, свои права и прерогативы племяннику ради добрых отношений между их пастухами и ради свидетельства перед хананеями и ферезеями, жившими в той земле (Быт. 13:5-9). Это для него имело гораздо большее значение, чем отстаивание своих прав. У Авраама была власть и право поступить по-своему, но он с кротостью отказался от своих прав и отложил силу в сторону.

Среди многочисленных примеров кротости в Новом Завете самым ярким, помимо Христа, является Павел. Он был наиболее образованным из Апостолов, и именно его, насколько мы можем судить, Господь так часто и успешно использовал по Своему усмотрению. Однако Павел отвергал всякое упование на свои силы и не полагался «на плоть» (Фил. 3:3). Он знал, что всеми своими успехами он обязан укрепляющему его Иисусу Христу (Фил.4:13).

ОБЕТОВАНИЕ ДЛЯ КРОТКИХ

Как и в других Заповедях блаженства, главным следствием кротости является блаженство, божественное счастье. Однако, кроме этого,кроткие наследуют землю. Имеется ввиду- получат наследство от Господа.

Во-первых: Прежде всего, речь идет о тысячелетнем Царстве, которое Господь установит на земле. Откр.20:2,4,6 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет… И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет… Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Во-вторых: Это касается наследства и в Небесном Царстве. 2Кор.5:1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
Кротость требуется для спасения. «Ибо благоволит Господь к народу Своему, — говорит псалмопевец, —прославляет смиренных спасением» (Пс. 149:4).
Кротость возвеличивает человека в глазах Божьих. Когда ученики спросили Иисуса, кто больше в Царстве Небесном, Матф. 18 1-4 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

К кроткому человеку обращается Господь, чтобы он взыскал Его. «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его. Взыщите правду, взыщите смиренномудрие» (Соф. 2:3).

В ком не живёт смиренный дух, тот не сможет правильно слушать Божье Слово, понимать его и уж тем более — принимать. «Поэтому, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21).

Кротость необходима ещё и потому, что без неё не будет успеха в свидетельстве. Пётр говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Гордость всегда будет препятствием для свидетельства ближним. Ведь в этом случае люди будут обращать внимание не на Бога, а на нас, и здесь уже не будет иметь значения ни правильность нашего богословия, ни утончённость подхода.

Кротость необходима, потому что она прославляет Бога. Гордость ищет собственной славы, а кротость ищет славы Господней. Кротость отражается в нашем отношении к другим верующим.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *