Принципы эффективного служения
от Александр Гулько на 28.10.2012 в От Матфея
Остаток 10-й главы Евангелия от Матфея, после списка Апостолов, можно разделить на три части: первая часть (ст. 5-15) говорит об основной задаче служения, следующая (ст. 16-23) — о реакции на служение, и последняя (ст. 24-42) — о цене служения.
Апостолы были первыми миссионерами, обученными и посланными проповедовать Евангелие миру. Они были посланы на жатву, которой было много, но для которой было мало работников (Матф. 9:37; ср. 2 Кор. 5:11). Распоряжение, данное Иисусом Апостолам в этот момент, было рассчитано на краткосрочную миссионерскую работу в их собственной стране.
Посылая учеников на их первое апостольское служение, Иисус преследовал двоякую цель. Во-первых, это служение давало возможность погибающим услышать и принять Евангелие; во-вторых, оно было для пользы самих Двенадцати, которые учились приобретать души. Иисус учил Своих учеников воспитывать новых учеников.
В Матф. 10:5-15 Иисус излагает восемь принципов, каждый из которых является общим требованием для эффективного служения:
I. ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ
Матф.10:5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря:
1. Из параллельного отрывка в Евангелии от Марка мы узнаём, что Иисус посылал учеников по два (6:7). Таким образом, начиная новый, совершенно неизвестный для них труд, они могли иметь общение друг с другом. Одиночество — плодородная почва для искушения и слабости, но, находясь в общении друг с другом, они меньше поддавались духовному упадку, унынию и чувству жалости к себе.
2. Это особое служение длилось, вероятно, всего несколько недель, но оно было особенно важным, потому что впервые истина о Царстве проповедовалась не Самим Христом. Он послал каждого из них выполнить своё первое задание от Его имени.
3. В общем смысле каждый верующий имеет поручение от Господа и обязан повиноваться Его призыву — идти и говорить о Боге окружающему миру. Не каждый верующий призван быть проповедником, учителем, пастором или миссионером, но каждый призван свидетельствовать миру о Христе. У Христа нет последователей, к которым не относилось бы Великое поручение Матф. 28:19 «научить все народы».
II. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ
Матф.10:5 …на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
1. Второй принцип служения, который косвенно вытекает из этого отрывка, заключается в необходимости иметь цель. Служение, которое не ставит определённых приоритетных целей, обречено быть заурядным. Бог ставит разные цели перед разными людьми и меняет цели, в зависимости от времени и ситуации, как Он это делал с Апостолами.
2. Но в данный момент в плане провозглашения Евангелия и подготовки к этому Апостолов цель Христа была намеренно ограниченной. Другими словами, в той ситуации они не должны были проповедовать весть о Царстве и спасении не евреям.
3. Искупление всего мира всегда присутствовало в Божьем плане. Бог призвал Авраама не для того, чтобы только он и его потомки, еврейский народ, были благословлены, но чтобы через этих потомков благословлены были все племена земные»: Быт.12:3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4. Евреи занимали особое место в Божьем плане. Это был избранный Богом народ — народ заветов, обетований и закона. Иоанн Креститель проповедовал прежде всего собратьям-евреям, говоря: Матф. 3:1-2 Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное и Иисус начал Своё служение с того же призыва к тем же людям (4:17). Как Он объяснил самарянке в Иоан. 4:22: «спасение от иудеев». То есть сначала оно пришло к евреям, а затем, через них, к остальному миру, как Бог и обещал Аврааму. Израиль, представленный Иерусалимом и Иудеей, был отправной точкой, откуда Евангелие распространилось: Деян. 1:8 [Самарию] и даже до края земли». Даже Евреи были первыми, кто услышал Евангелие, и первыми, кто начал проповедовать Евангелие.
III. ПОНЯТНАЯПРОПОВЕДЬ
Матф.10: 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
Третье правило эффективного служения, иллюстрируемое здесь, — это наличие ясной проповеди. Истина, которую Иисус велел Апостолам проповедовать, звучала просто: «Приблизилось Царство Небесное». Понятно, что они должны были развить и объяснить значение этих слов, но главная мысль была ясной. В Священном Писании Царство Небесное можно рассматривать в трёх аспектах:
Во-первых, оно проявляется в обращении к Богу во Имя Иисуса Христа и покаянии в грехах. Матф.18:3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
Во-вторых, оно проявляется в освящении, когда верующие живут согласно божественным принципам Божьего откровения в послушании Его Слову. Рим. 14:17 Царство Божье — [это] праведность, и мир, и радость в Святом Духе.
В-третьих, Царство предстанет в виде славного Тысячелетнего Царства, когда Христос вернётся на землю, чтобы установить это Царство и управлять им лично, и затем воздвигнуть Своё вечное Царство (Матф. 25:31; Деян. 3:19-21; Откр. 11:15; 20:4).
Главная проповедь Царства — это проповедь о Царе: Деян.4:12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
IV. ЗНАМЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕПРОПОВЕДЬ
Матф. 10:8 больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили — даром давайте
1. Четвёртый принцип служения, представленный здесь, — это принцип подтверждающих удостоверений. Иисус показал подтверждающие знамения в Своём служении, и теперь Он призывает Апостолов демонстрировать свою власть, совершая подобные чудеса и знамения. Чудеса, которые они творили, приводили в изумление людей и демонстрировали характер Бога и природу Его Царства.
2. Иисус хотел, чтобы люди не просто знали о Божьей силе, но знали о том, что Он предлагает Свою силу, чтобы помочь им. Чудеса были знаками, которые указывали на Божье сострадание и милость. Они говорили о том, что сердце Бога исполнено сострадания и что Он любит страждущих, обиженных, огорчённых и нуждающихся.
3. А. Апостольские чудеса не прекратились с окончанием служения Апостолов. Те, кто искренно представляет Христа, по- прежнему служат больным, страждущим, угнетённым и разного рода нуждающимся: Мар.16:17,18 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Б. Дары Духа Святого предназначены для Церкви, и они будут до тех пор, пока Дух Божий на земле и пока Церковь не будет восхищена во время второго пришествия: 1Кор.12:7-12 Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.
В. Если христианин в это не верит, несмотря на ясное указание в Библии, то, безусловно, сила Божья в его жизни будет ограничена. Одна из основных причин, по словам Господа, почему мы не получаем дары, связана со слабостью нашей веры: Матф.13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их; Матф.17:20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Мар.6:6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил. ;Евр.4:2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
4. «Даром получили — даром давайте». Чудесная сила была дана Апостолам от Бога, и они должны были использовать её, не думая о личной прибыли или выгоде. Апостолы могли бы стать очень богатыми, если бы брали деньги за исцеление, воскрешение из мёртвых и изгнание бесов.
V. ПОЛНОЕ ДОВЕРИЕ БОЖЬЕЙ ЗАБОТЕ
Матф.10:9-10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания
Пятый принцип служения, который практически разъясняется в данном отрывке, — это твёрдая вера, доверие Богу всех своих нужд. Апостолы не только не должны были требовать платы за своё служение, но и не должны были заранее накапливать большого количества денег для своего служения. Апостолы должны были идти с минимумом одежды и еды, веруя, что Господь пошлёт всё необходимое. Бог установил принцип, что трудящийся достоин пропитания, и Он позаботится о том, чтобы этот принцип соблюдался. Божий народ должен не просто обеспечивать минимальные потребности своих служителей, но его почтение должно характеризоваться щедростью, особенно когда служители верно проповедуют Слово. В Божьем плане заложено, что «проповедующим Евангелие [должно] жить от благовествования» (1 Кор. 9:14).
VI. БЛАГОРАЗУМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Матф. 10:11 В какой бы город или селение ни вошли вы, выведывайте, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете
1. Шестому принципу служения Иисус учит косвенно, и этот принцип состоит из двух аспектов. Во-первых, человек должен найти достойное место, где он мог бы остановиться на время служения в данной местности, и, во-вторых, он должен быть доволен им и должен оставаться там до окончания своего труда. Слово «достоин» не означает «богатый» или «влиятельный», а относится к духовной и нравственной репутации хозяина. В какой бы город или селение Апостолы ни вошли, они должны были найти место для постоя, хозяин которого был известен своим благочестием, чья честность и образ жизни не вызывали никаких сомнений со стороны окружающих. В противном случае, нечестивое сообщество нанесло бы вред, как их духовности, так и эффективности их свидетельства.
2. Найдя подходящее место для постоя, они должны были оставаться там, пока не выйдут. Служитель не должен присматривать себе лучшее жильё или принимать новые предложения перебраться в лучшее жилище, потому что этим он обидит хозяина. Всё своё внимание он должен направить исключительно на служение, и если он будет довольствоваться тем, что имеет, и тем, где живёт, то это уже само по себе будет свидетельством для тех, кому он служит.
VII. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА СЛУШАЮЩИХ
Матф. 10:12-13а а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «Мир дому этому». И если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него
1. Седьмой принцип служения, которому учит здесь Господь, состоит в том, что усилия необходимо сосредотачивать на тех, кто восприимчив к Благой вести. Достойный дом — это такой дом, где их свидетельство и труд ценились и принимались как исходящие от Бога.
2. Приветствовать следовало старым еврейским приветствием «шалом», которое обычно переводится просто как «мир». Но оно несёт в себе гораздо более глубокий смысл, подразумевая полное благополучие и цельность тела, разума и духа.
3. Пожелание мира семейству, с радостью принимающему Апостолов, должно было прийти на него и утвердиться на нём. Имеется в виду, что по- настоящему восприимчивым слушателям необходимо было нести служение во всей полноте. Их сердца, открытые к Божьему труду, заслуживают самых обильных Божьих благословений.
4. Бог не призывает Своих рабов нести служение только там, где Евангелие принимают сразу и с радостью. На многих полях служения Евангелие встречает серьёзное сопротивление. Но основное внимание служителя в любой местности и при любых обстоятельствах должно быть сосредоточено на тех людях, которые наиболее восприимчивы.
VIII. ТЕРПЕЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОТВЕРГАЮЩИМ
Матф. 10:13б-15 если же [дом] не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле содомской и гоморрской в день суда, нежели городу тому
1. Последний принцип — обратная сторона предыдущего: не стоит тратить много времени на тех, кто упорно отвергает Евангелие. Если дом не будет достоин, – сказал Иисус Двенадцати, то пусть мир ваш к вам возвратится. Это восточное выражение означало взятие назад благосклонности или благословения. Божье Евангелие предлагается всему миру, и оно имеет силу спасти весь мир, но оно бессильно спасти даже одного человека, который не примет Иисуса Христа как Господа и Спасителя (ср. Иоан. 5:40).
2. Если дом или город с презрением относился к Апостолам и к словам, которым они учили, то они, покидая этот дом или город, должны были отрясти прах от ног. Когда евреи возвращались в Израиль из языческой страны, многие из них в буквальном смысле тщательно отряхивали со своих ног пыль, чтобы не заносить языческую почву в свою землю.
3. Для Апостолов отряхивать пыль с ног, покидая еврейский дом или город, означало, что они поступают с живущими там, как с язычниками, — которых большинство евреев считали вне сферы Божьего влияния. Когда руководители синагоги в Антиохии Писидийской изгнали Павла и Варнаву из своих пределов, последние: Деян.13:51 отряхнув на них прах с ног своих, пошли в Иконию.
4. Это не значит, что мы должны отвернуться от тех, кто упорно отвергает Евангелие, услышав его даже несколько раз. Если бы мы поступали так, то многие верующие не были бы сегодня в Царстве. Если бы Бог не проявлял непостижимое долготерпение по отношению к падшему человечеству, Он бы уже давно уничтожил этот мир. Пётр говорит, что Бог бесконечно терпелив к грешникам: 2Пет. 3:9 не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
Если разум человека решительно настроен против Бога, мы должны направить наши усилия на других людей. О таких людях Иисус предупреждал: «Истинно говорю вам: отраднее будет земле содомской и гоморрской в день суда, нежели городу тому». Бог полностью разрушил эти два древних города огнём и серой за их греховность.