Чудо в чуде
от Александр Гулько на 21.08.2009 в От Матфея
Когда Он говорил им это, подошел к Нему некий начальник и, кланяясь Ему, говорил: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф.9:18)
1. Слова «когда Он говорил им это» относятся к разговору, который Иисус вел с критически настроенными фарисеями и смущенными учениками Иоанна Крестителя, (ст. 11-17)и в котором Он ясно дал понять, что пришел спасти только тех, кто признает и исповедует свои грехи.
2. Марк (5:22) и Лука (8:41) поясняют, что человека, который подошел к Иисусу, звали Иаир, и что он был не просто начальником, а самым большим религиозным начальником в Капернауме и отвечал за управление синагогой и за ее работу.
3.Иаир придя к Иисусу за помощью, понимал, что столкнется с критикой и давлением со стороны представителей своего круга. Однако он не пришел к Иисусу, как Никодим, ночью, чтобы остаться незамеченным, но он говорил, кланяясь Ему. И это было проявлением великого почтения и благоговения.
4. Что бы он ни думал о реакции таких, как он, религиозных вождей, он знал, что Иисус был единственным источником помощи для его дочери, которая умирала. Когда он пришел к Господу в страдании и полном отчаянии, для него ничто не имело значения.
5. Из более подробных повествований у Марка и Луки мы узнаем, что, когда Иаир пришел к Иисусу, его дочь еще не умерла, но была «при смерти» (Марк. 5:23; ср. Лук. 8:42). Вскоре после этого ему принесли весть из дома, что она умерла, и посоветовали, чтобы он не «утруждал Учителя» (Марк.5:35).
6. Дочери Иаира было двенадцать лет, и, согласно еврейской традиции, это был первый год, когда она считалась женщиной. Еврейского мальчика на следующий день после празднования тринадцатилетия уже считали мужчиной, а еврейскую девочку в первый день после празднования двенадцатилетия считали женщиной.
7. Еврейская элита не имела возможности помочь отцу в этой трагедии. Иаир знал, что его единственная надежда была в Человеке, Которого религиозная элита презирала и поднимала на смех. Очевидно, Бог уже трудился в сердце этого отца, потому что его просьба — свидетельство абсолютной убежденности в том, что Иисус мог исполнить его просьбу:
«Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Его вера была без оговорок и тени сомнений. Он попрал свою гордость и страх. Ему было все равно, что о нем подумают соседи, семья и даже религиозные начальники. Ничто не могло остановить его просить помощи у Иисуса.
Итак, первой причиной, приведшей Иаира к Иисусу, была крайняя нужда.
Часто именно большая беда приводит человека к Христу. Человек, который ни в чем не нуждается в жизни, не стремится к Богу.
Поэтому первый шаг в благовестии — человек, который не видит своего греха и своего погибшего состояния, не видит также и нужды в спасении. Таким же образом, человек, который осознает свою нужду, но думает, что ее можно восполнить человеческими средствами, не видит причин для обращения за помощью к Сверхъестественному Господу.
Иаир убедился, что человеческими средствами жизнь его дочери спасти невозможно, и он также убедился в силе Христа сделать это. Возможно, пока дочь не была при смерти, он колебался, просить ему помощи у Иисуса или нет. Но теперь у него была только одна надежда. Его мотивы прийти к Иисусу не были бескорыстными, его толкала на это безысходность и беспокойство за жизнь дочери. Он пришел не для того, чтобы поклониться Иисусу, а чтобы вернуть жизнь своей дочери и облегчить свою боль и страдания. Но он верил, что Иисус поможет, и Иисус оказался для него доступным.
И вера — это второе, что привело Иаира к Иисусу.
Он верил, что Иисус силен сделать то, о чем он просил Его.
И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его (9:19)
Три типа людей, которые окружали Иисуса.
Почти везде, где Иисус ходил, Его окружала толпа, потому что люди не оставляли Его одного. В этой толпе было три типа людей: критически настроенные и возмущенные религиозные вожди, особенно самодовольные книжники и фарисеи; любопытные и неприсоединившиеся наблюдатели, которые видели в Иисусе только сильную, авторитетную, удивительную противоположность этим религиозным вождям; и виновные, страдающие, находящиеся в отчаянии люди, которые приходили к Иисусу, чтобы Он избавил их от греха, болезней и бед. Эти люди задавали Иисусу самые сокровенные вопросы, изливали самые большие нужды, и Он внимательно выслушивал их и действовал в их интересах. Творец вселенной, Властелин мира, Царь царей и Господь господствующих не был слишком занят, чтобы снизойти и в милосердии послужить Своему творению.
_____________________________________________________________
Иисус ответил Иаиру тем, что проявил такую же готовность, как и доступность. Вместе с «множеством народа» (Марк. 5:24) к Иисусу на этом коротком пути к дому Иаира присоединились и Его ученики.
И вот женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Иисус же, обернувшись и увидев ее, сказал: «Дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя». Женщина с того часа стала здорова(9:20-22)
1. Толпы народа, следовавшие за Иисусом и учениками, «теснили Его» (Марк. 5:24б), и в толпе была женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Когда Иисус в окружении большого количества нуждающихся шел послужить одной отчаявшейся душе, Его внимание привлекла еще одна личность — та, которую менее чуткий человек никогда бы не заметил. И опять задержка в пути предоставила благоприятную возможность.
2. Как и Иаир, эта женщина знала, что только Иисус мог помочь ей. И тогда как дочь Иаира двенадцать лет жила счастливо в своей семье, эта женщина двенадцать лет страдала, будучи изгнанной из своей семьи. Девочка двенадцать лет жила в радости и счастье, а женщина двенадцать лет прожила в горе и слезах.
3. Согласно ветхозаветному закону, из-за кровотечения, вызванного, возможно, опухолью или каким-либо другим заболеванием матки, женщина официально считалась нечистой. Так как кровотечение было постоянным, женщина не могла даже временно очиститься и, следовательно, была постоянно нечистой. Марк, не защищая медицину, сообщает нам, что она «много потерпела от многих врачей, истратила все, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние»(Марк. 5:26). Врач Лука, видимо озабоченный репутацией своей профессии, говорит, что этот случай был неизлечим, поэтому она никем «не могла быть вылечена»(Лук.8:43).
4. Только от проказы позор и унижение были хуже, чем от такого кровотечения. Подобный недуг не был чем-то необычным, и еврейский Талмуд предписывал одиннадцать различных видов лечения от него. Среди средств от болезни, большинство из которых были суевериями, было, например, такое: носить с собой пепел страусового яйца, летом — в льняном мешочке, а зимой — в хлопчатобумажном. Другое средство лечения предписывало иметь при себе ячменное зернышко, найденное в навозе белой ослицы.
5. В Моисеевом законе отмечалось, что «если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее… она нечиста. Всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее. И всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера» (Лев. 15:25-27).
6. После семи дней без кровотечения женщина считалась официально чистой и могла приносить предписанные жертвы (ст. 28-29). Но у женщины, которая подошла к Иисусу в Капернауме, кровотечение не прекращалось двенадцать лет, и поэтому она постоянно была церемониально нечистой. Это было причиной того, что ее не пускали в синагогу и храм, потому что она осквернила бы всех и все, к кому или к чему прикоснулась бы, и эти люди не смогли бы участвовать в поклонении. Даже общаться со своей собственной семьей, включая своего мужа, если она была замужем, она должна была на расстоянии. Вдобавок к ее социальной и религиозной изоляции она была без гроша, так как потратила все свои сбережения на безрезультатное лечение и, возможно, на нескольких шарлатанов.
Согласно требованиям Библии, еврейские мужчины должны были делать себе кисти на одежде.
«себе кисти на краях одежд своих… и в кисти, которые на краях, [вставлять] нити из голубой шерсти» (Числ. 15:38; ср. Втор. 22:12).
1. Нити кистей и шнуров были сотканы в узор, который символизировал верность и преданность Слову Божьему и святость перед Господом. Куда бы ни шел еврей, эти кисти напоминали ему и свидетельствовали миру, что он принадлежит народу Божьему. Будучи последовательными в своем лицемерии и притязаниях, фарисеи «увеличивали кисти» для того, чтобы привлечь внимание к своей религиозной набожности. Гораздо позже преследуемые евреи в Европе носили кисти на нижнем белье по прямо противоположной причине: чтобы избежать установления личности и возможного ареста. Ортодоксальные евреи по сей день пришивают что-то наподобие кистей на молитвенные платки.
2. Видимо, за такую кисть ухватилась женщина, страдавшая кровотечением. Не имея к кому обратиться, она подошла сзади к Иисусу и прикоснулась к краю одежды Его. Женщина снова и снова говорила себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Ее единственной мыслью было подойти к Иисусу так близко, чтобы прикоснуться к Его одежде.
3. Стыдясь и смущаясь, женщина, следовавшая за Иисусом в толпе, хотела остаться незамеченной. Она хотела только прикоснуться к одежде Его, будучи уверенной в том, что даже этого косвенного контакта с Ним будет достаточно. Ее уверенность была не напрасной. Прикоснувшись, она мгновенно очистилась от осквернения.
Иисус же, обернувшись и увидев ее, сказал: «Дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя». Лука говорит, что она исцелилась еще до того, как Иисус заговорил. Как только она прикоснулась к Его одежде, «тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Марк. 5:29).
4. Она исцелилась раньше, чем Иисус увидел ее (Лук. 8:46). Он узнал о чудесном происшествии только тогда, когда осознал, что из Него вышла сила (Лук. 8:46). Его слова «вера твоя спасла тебя» просто подтвердили то, что уже произошло. Иисуса не волновало, что ее прикосновение к Его одежде сделало Его формально нечистым в глазах евреев. Он был доступен даже для неприкасаемых.
5. В Евангелиях говорится о многих людях, которые были исцелены, совершенно не имея веры. Иисус совершал чудеса исцеления по Своей суверенной воле, часто в ответ на веру, однако вера не была условием совершения чудес. Слуга сотника был исцелен, не соприкоснувшись с Иисусом и, возможно, даже не надеясь, что может быть исцелен. Мертвая дочь Иаира тоже не могла верить. Но ни один человек никогда не был спасен без веры, и поэтому есть основание считать, что женщина, которая прикоснулась к одежде Иисуса в тот день, верила, что Он может исцелить ее и физически, и духовно.
К Христу людей приводили две причины: серьезная нужда и искренняя вера, а женщина, страдавшая кровотечением, имела и то, и другое.
То, что Иисус служил в одинаковой мере и отверженной женщине, и главному старейшине синагоги, несомненно, показывает Его божественное нелицеприятие. Его не оскорбило, что эта женщина прикоснулась к Его кисточке нечистыми руками. Иисус не возмутился, что женщина осмелилась искать Его помощи тогда, когда Он находился среди нуждающихся и был на пути к девочке, чтобы воскресить ее из мертвых. Ни один нуждающийся не был Ему помехой, потому что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мтф. 20:28). И, как Иисус только что объявил самодовольным фарисеям, Он «пришел призвать не праведников, но грешников» (Мтф. 9:13). Он пришел взыскать и спасти тех грешников, которые знали, что они грешники, а такими людьми чаще всего были бедные и незначимые люди этого мира.
И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: «Выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит». И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух об этом по всей земле той (9:23-26)
1. После промежуточного эпизода с женщиной, страдавшей кровотечением, Иисус продолжил Свой путь и пришел в дом начальника, где лежала мертвая дочь Иаира. Сколько времени она была мертвой, неизвестно, но, очевидно, достаточно долго, чтобы собрать профессиональных свирельщиков и народ, бывший в смятении.
2. В отличие от похорон в наше время, похороны в большинстве древних культур, включая Израиль в дни Христа, не были поводом для тихого шепота и успокоительной музыки. Наоборот, для них были характерны громкие стенания и резкие, нестройные звуки, издаваемые музыкальными инструментами, на которых играли нанятые для такого случая свирельщики. Результатом всего этого, не без умысла, было великое смятение и шум.
3. Еврейские похороны включали в себя три предписанных способа выражения горя и печали.
Первое — это раздирание, или разрывание, одежды, для чего были выработаны тридцать девять различных правил и форм. Среди прочего, рвать на себе одежду нужно было стоя, и разрыв должен был быть прямо против сердца, если скорбящим был отец или мать покойника, или же находиться где-то возле сердца. Разрыв должен был быть достаточно широким, но мог быть зашит свободными стежками на первые тридцать дней, чтобы прикрыть тело, но так, чтобы разрыв был виден. Из скромности женщины разрывали свою нижнюю одежду и носили ее задом наперед.
Второй способ показать горе выражался в использовании профессиональных плакальщиц, которые громко причитали, произнося имя умершего. Они также упоминали имена других членов семьи, умерших в прошлом. Скорбь умышленно нагнеталась по мере того, как старая печаль прибавлялась к новой. Задевалась каждая чувствительная струнка, и нарастающая агония сопровождалась громкими, пронзительными криками, причитаниями и стонами.
Третий способ выражения горя состоял в том, что нанимались профессиональные музыканты, чаще всего свирельщики, которые, как и наемные плакальщицы, издавали громкие, беспорядочные звуки, предназначенные отражать эмоциональный разлад и смятение.
4. Так как Иаир был религиозным вождем высшего ранга в Капернауме и, безусловно, был состоятельным человеком, то для похорон его дочери, вероятно, было нанято много плакальщиц и музыкантов. Когда Иисус подошел к ним, Он сказал: «Выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит». «Выйдите вон» — это скорее повеление, чем просьба. Спустя годы Петр таким же образом выслал причитающих вдов из комнаты, где лежала мертвой их дорогая подруга Тавифа (Деян. 9:40).
5. Иисус удивил и привел в негодование плакальщиц, прежде всего потому, что повелел им выйти. Они с презрением смеялись над Ним. Это был безжалостный, высокомерный смех тех, кто тайно злорадствовал над глупым поступком или заявлением человека, над которым они чувствовали превосходство. Это также выдавало их абсолютное неверие в силу Иисуса воскресить девицу из мертвых.
6. Когда же толпа наемных плакальщиц была выслана, Иисус, войдя в комнату, взял ее за руку. Марк сообщает, что Иисус разрешил войти с Ним в комнату только Петру, Иакову и родителям девочки, и что когда Он взял ее за руку, Он также сказал «ей: „Талифа куми“, что значит: „Девица, тебе говорю, встань“» (Марк. 5:40-41). И «возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лук. 8:55).
7. Неудивительно, что когда Иисус совершил Свое первое чудо воскресения, слух об этом разнесся по всей земле той. Теперь стало ясно, что Иисус имел силу не только исцелять болезни, изгонять бесов и прощать грехи, но и воскрешать из мертвых! Это событие является кульминацией в представлении Матфеем Христа как Мессии. Сын Человеческий продемонстрировал Свою власть над всеми врагами человека, включая сатану и смерть. Он поистине держит «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).
8. В конечном счете, человек временен на этой земле и ему придется умереть.
Артур Брисбэн изобразил похороны христианина в виде толпы глубоко опечаленных гусениц, одетых в черные костюмы. В то время, когда они ползут, убиваясь по своему умершему брату и неся его кокон к месту окончательного покоя, над ними порхает невероятно красивая бабочка, глядя сверху на них в полном изумлении.