Нелицемерный пост

от Александр Гулько на 14.03.2012 в

В Евангелии от Матфея 6:16-18 говорится о лицемерном посте, который является третьим грехом, в котором Христос обличил книжников и фарисеев. Первыми двумя были лицемерная милостыня (6:2-4) и лицемерная молитва (ст.5-15). В каждом из случаев искажение Божьего учения руководствовалось непреодолимым желанием почета и славы (ст.1).
Многие истинные верующие Ветхого Завета, такие как Моисей, Самсон, Самуил, Анна, Давид, Илия, Ездра, Неемия, Есфирь, Даниил и другие, в тот или иной период своей жизни постились. В Новом Завете говорится, что постились Анна, Иоанн Креститель со своими учениками, Иисус Христос, Павел и многие другие.

В Писании есть лишь одно постановление о посте, и относится оно ко Дню Очищения.

В этот день народ израильский был призван «смирять души свои» (Лев. 16:29).Это был день всенародного поста, в котором участвовали все жители Израиля — мужчины, женщины и дети. Совершался пост лишь раз в году и только как неотъемлемая часть Дня Очищения. Помимо этого, пост всегда совершался добровольно и никогда не был чем-то обязательным, наподобие духовного долга, обязательного для соблюдения.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ ПОСТ

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мтф.6:16)
Пост мог сопровождаться как полным, так и частичным отказом от пищи, но обычно постящиеся позволяли себе пить воду.
К началу земного служения Христа учение о посте, как, впрочем, почти все остальные аспекты духовной жизни иудеев, было искажено и вышло за рамки Писания. Пост стал неким ритуалом, якобы позволяющим человеку приобрести благоволение от Бога и почтение от людей. Наряду с молитвой и даянием милостыни, пост стал «религиозным спектаклем».
Многие фарисеи постились дважды в неделю (Лук.18:12), обычно во второй и пятый день недели. Они заявляли, что эти дни были избраны потому, что именно тогда Моисей восходил на гору Синай за скрижалями Закона. Но эти два дня совпали с двумя большими торговыми днями в Иудее, когда улицы городов и селений были буквально переполнены продающими и покупающими, купцами и торговцами. Таким образом, в эти два дня публичный пост открывался наибольшему количеству народа.

Способы привлечения внимания, которые они использовали.

Те, кто хотел привлечь внимание к своему посту, принимали на себя мрачные лица. Когда сердце не искренно перед Богом, пост превращается в притворство. Иудеи, которых Христос порицал за то, что они постятся, чтобы показаться людям, были набожны и праведны только внешне. Но все, что они делали, было навеяно эгоистичными побуждениями. Ни в их помыслах, ни в сердцах, Богу места не было, потому и воздаяние им было не от Бога. Наградой, которой они себе желали, было признание от людей. И эту награду они получили сполна.

ИСТИННЫЙ ПОСТ

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мтф.6:17-18).
Пост упоминается в Новом Завете около тридцати раз. Слова Иисуса «ты, когда постишься» подразумевают, что в жизни христианина пост является естественным и приемлемым явлением. Христос предполагает, что Его последователи будут поститься, но не дает никаких повелений так же, как и не уточняет, где, когда и каким образом нужно поститься. Поскольку значение Дня Очищения было упразднено единократной жертвой Иисуса Христа на кресте (Евр. 10:10), то и единственное повеление о посте утратило силу.

Пока Христос был с учениками, ученики не постились.

Нужда в молитве с постом возникает, в основном, во времена скорби, тревог и духовных переживаний. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мтф. 9:14-15). Здесь пост связан со скорбью.

Пост уместен во времена скорби.

Когда Бог поразил болезнью первенца Давида и Вирсавии, Давид молился и постился, прося об исцелении младенца (2 Цар.12:16). Он также постился, когда умер Авенир (2 Цар.3:35). Даже о своих врагах Давид молился с постом. (Пс.34:13).
Нередко к посту людей побуждала надвигающаяся опасность. Царь Иосафат, узнав о готовящемся нападении моавитян и аммонитян, объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20:3). Никакими человеческими усилиями победить в той войне было бы невозможно, и иудеи постились и взывали о помощи к Богу. Царица Есфирь, ее служанки и все иудеи, находившиеся в Сузах, постились три дня, прежде чем царица пошла к царю с просьбой пощадить ее народ и защитить иудеев от злого умысла Амана (Есф.4:16).
Прежде чем пленники отправились из Вавилона в полный опасностей путь в Иерусалим, Ездра объявил в народе израильском пост, «чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего» (Езд. 8:21). Далее Ездра говорит, что Господь услышал и ответил на их зов (ст. 22-23).

Постом часто сопровождалось раскаяние в грехе.

Давид постился, сокрушаясь о совершенном им двойном грехе — прелюбодеянии с Вирсавией и отправке ее мужа Урии на верную смерть на войне. Даниил постился, молясь о прощении грехов народа. Царь Ахав, выслушав обличение из уст пророка Илии и убоявшись суда Божьего, «разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» (3 Цар.21:27). Видя искреннее смирение Ахава, Бог не навел наказание на дом царя (ст.29). Столетия спустя, когда израильтяне благополучно вернулись в Иерусалим из вавилонского плена, гнев Божий воспылал на них за то, что многие из них породнились с язычниками. Поэтому Ездра, исповедуя грех народа своего, «хлеба не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев» (Езд. 10:6).
Ниневитяне, услышав проповедь Ионы и осознав всю глубину своего греха, поверили Богу и «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого», и по повелению царя Ниневии «ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели и воды не пили» (Ион. 3:5,7). Жители Ниневии не только не отвергли предупреждение о суде и проклятии, но, напротив, в раскаянии воззвали к Богу, моля о милости и прощении.

Иногда пост сопровождался получением или провозглашением особых откровений от Бога.

Даниил, размышляет над предсказанием Иеремии о семидесятилетнем запустении Иерусалима (Дан. 9:2-3). Затем он повествует: «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: „Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению“» (ст.21-22). Спустя некоторое время, перед тем как ему явилось второе видение, Даниил три недели частично пребывал в посте, отказываясь от «вкусного хлеба… мясо и вино не входило в уста его» (10:3). Важно отметить, что, несмотря на прямую связь между пребыванием Даниила в посте и явившимся ему видением, пост не был средством получения этого откровения. Пост Даниила был просто выражением глубокого и искреннего желания знать Божью волю.

Нередко с поста начиналось важное служение или поручение. Иисус постился сорок дней и ночей, перед тем как подвергся искушениям в пустыне и начал Свое служение проповедью. Верующие в Антиохии молились с постом и до, и после того, как Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на особое служение (Деян. 13:2-3). Эти два человека Божьих, служившие Словом, молились и постились, поставляя пресвитеров в новых церквах (Деян.14:23).

Все упоминания о богоугодном посте в Писании связаны с молитвой.

Можно молиться, не постясь, но совершенно невозможно поститься, не молясь. Пост — подтверждение усиленной молитвы, следствие глубокой духовной борьбы перед Богом. Пост не может быть изолированным актом, церемонией или ритуалом, обладающим самостоятельной ценностью.

Пост должен проистекать из чистого сердца и сопровождаться непорочной, праведной жизнью. Бог обличал народ через пророка Захарию. (Зах.7:5, 9-10). Их семидесятилетний пост не имел никакого значения в глазах Бога, поскольку совершался неискренне. Подобно лицемерам, которых осуждал Иисус, иудеи того времени жили только для себя (ст.6).
Обличив народ за их лицемерный и нечестивый пост, Господь провозгласил через пророка Исаию предписания для праведного поста. (Ис.58:6-9).
Там, где сердце неискренно, жизнь неправедна и отношение к посту неверное, пост не может быть угодным Богу.
«А ты, когда постишься, — сказал Иисус, обращаясь к Своим последователям, — помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми». (Мтф.6:17-18).
Помазание головы маслом обычно совершалось как часть приведения себя в порядок. Масло часто было ароматизированным и заменяло духи. Наряду с умыванием лица, помазание головы составляло обычную утреннюю процедуру, особенно по важному поводу. Христос подчеркнул, что постящийся должен сделать все, чтобы выглядеть в день поста так, как всегда, и не привлекать внимания людей к своим трудностям или духовной борьбе.
Человек, искренне желающий угодить Богу, будет тщательно избегать того, чтобы произвести впечатление на людей. Он позаботится о том, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Отцом, Который втайне.
Иисус не говорит, что мы должны поститься с целью показать себя, даже перед Богом. Настоящий пост — это просто часть усиленной, настойчивой молитвы и стремления к Богу, к познанию Его воли и совершению Его дела.

Иисус утверждает, что Отец не может не обратить внимания на чистый и искренний пост, и награда не заставит себя ждать. Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Александр Гулько

Проповедник: Александр Гулько

Пастор церкви "Слово надежды" г.Бобруйск и Епископ ХВЕ в Могилевской области.

Оставьте комментарийОставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *