Исполнение пророчества Исайи
от Александр Гулько на 17.02.2013 в От Матфея
Матф. 12:14-21 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16 и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы.
Рассмотрим этот отрывок Писания подробнее:
14 ст.: “Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда”. Будучи всеведущим, Иисус знал о планах фарисеев погубить Его и поэтому удалился оттуда. Иисус пришёл не для того, чтобы исполнить Свою собственную волю, но, чтобы исполнить волю Своего Отца (Матф. 26:29; Иоан. 6:38), а время, назначенное Отцом, когда закончится служение и жизнь Сына, ещё не наступило. Когда это время пришло — время Его ареста, суда и распятия, — Он принял всё без жалоб и сопротивления.
15 ст.: “И последовало за Ним множество народа,” – после того как Иисус покинул синагогу, множество народа последовало за Ним. – “…и Он исцелил их всех”. Чудеса исцеления демонстрировали божественную силу Иисуса, но они также демонстрировали Его божественную любовь и сострадание к страдающим людям. У Иисуса всегда находилось время для тех, кто был в нужде или переносил страдания. Когда Он посмотрел на «толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (9:36).
16 ст.: “И запретил им объявлять о Нем,” После того, как Иисус исцелил всех больных, следовавших за Ним, Он запретил им объявлять о Нём точно так, как Он сказал прокажённому: «Смотри, никому не рассказывай» (Матф. 8:4), и двум слепым: «Смотрите, чтобы никто не узнал» (9:30).
Существует несколько вероятных причин, почему Иисус в некоторых случаях давал подобные распоряжения:
- Постоянная демонстрация власти могла легко возбудить к Нему рьяную приверженность, как к военному и политическому освободителю. Именно такого Мессию ожидало большинство евреев, и именно таким Мессией Иисус отказывался быть. (Иоан. 6:15).
- Самой важной причиной, почему Иисус не хотел, чтобы о Его чудесной силе говорили слишком много, являлся факт, что для Него это было время не возвеличивания, а унижения.
17 ст.: “Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит…” Матф. 12:18-21 — это видоизменённая цитата Ис. 42:1-4, а также одно из самых поразительно прекрасных описаний Иисуса Христа. Здесь мы видим, что Иисус был избран Отцом и уполномочен Святым Духом, что Он передавал послание Своего Отца, что Он Сам был кротким и утешал слабых и что Он, в конце концов, победит грех и сатану.
18а ст.: “Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя.”
- Иисус Христос — Божий Отрок, Его единственный Сын, Которого Бог избрал, чтобы искупить мир. Отец избрал Своего Возлюбленного Сына, чтобы Он был Его Отроком, единственным, Кто мог исполнить труд искупления.
- Во время крещения Иисуса Отец провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф. 3:17), и, во время преображения Иисуса, Он снова провозгласил: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (17:5).
- Люди не могут быть приняты Богом, если не придут к Нему через Его Сына, к Которому Он благоволит.
18б ст.: “…Положу дух Мой на Него,”
- Через Исаию Бог пообещал, что Он уникальным образом положит Свой дух на Мессию, и, во время крещения Иисуса, Святой Дух сошёл на Него в виде голубя(Матф. 3:16). Но исполнился Духом Он не тогда. Единственный в Своём роде, Иисус был зачат Святым Духом (Матф. 1:20).
- Иисус был Человеком в полном смысле этого слова, до такой степени, что был искушаем таким же образом, как любой человек, однако Он был без греха (Евр. 4:15). Будучи ребёнком, Он возрастал в премудрости, в возрасте и в любви у Бога и людей (Лук. 2:52). Он имел человеческие чувства и человеческие эмоции. Он бывал голоден и жаждал, Он уставал, испытывал боль и печаль. Его человеческая природа получила силу живущего в Нём Духа Святого для того, чтобы действовать в согласии с Его божественностью. Поэтому: «Бог Духом Святым и силой помазал Иисуса» (Деян. 10:38).
- Иисусу необходимо было помазание Святого Духа для того, чтобы засвидетельствовать о Своём царском служении как Мессии. Тридцать лет Иисус жил в безызвестности, но, когда Его служение началось, Ему было дано особое свидетельство власти и одобрение от Небесного Отца. Когда Иисус учил в синагоге в Назарете, Он процитировал пророчество Исаии о Мессии и применил его к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым — прозрение, отпустить из мученных на свободу, проповедовать лето Господнее благоприятное. И, сев, Иисус пояснил: “Ныне исполнилось писание это, слышанное вами”» (Лук. 4:18-19,21).
18в ст.: “…и возвестит народам суд;”
- Исаия пророчествовал, что возлюбленный Отрок Господа возвестит об истине и суде даже язычникам (народам); и именно это сделал Иисус. Вопреки мнению и ожиданиям большинства евреев, Мессия должен был стать Искупителем всего мира, а не только Израиля.
- Израиль, фактически, должен был быть источником Божьей благодати для остального мира. В Своём первом великом обещании Аврааму Бог объявил: «И благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Израиль был призван стать Божьим посредником в приобретении мира для Него; и, когда евреи как народ отвергли Бога, Он должен был воздвигнуть другого посредника, Церковь, чтобы достичь этой цели.
- Сама идея Мессии, Который пришёл искупить язычников, была для них анафемой. Когда Павел защищался перед большой группой евреев в Иерусалиме, пока он рассказывал о своей прежней жизни, о своём обращении и о своём видении в храме, ему удавалось удерживать их внимание. Но когда он сообщил, что Бог сказал ему: «Иди; Я пошлю тебя далеко — к язычникам», слушавшие его до сих пор евреи «подняли крик, говоря: „Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить“». Они настолько были вне себя от ярости, что «кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух» (Деян. 22:21-23).
- Ни одна из истин Евангелия не представляла такой трудности для принятия евреями, как истина о том, что спасение и общение с Богом для язычников было точно таким же, как и для евреев. Эта мысль была совершенно непостижима для них, и, как видно из только что упомянутого эпизода, они считали это разновидностью богохульства. Но Божий план искупления всегда включал в себя народы (т.е. язычников), и им, как и евреям, Мессия должен был возвестить правосудие и освобождение от греха.
19 ст.: “Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его…”
- Иисус говорил с достоинством и сдержанно, Он не использовал никаких средств для убеждения, кроме истины. Он никогда не устраивал сборища и не прибегал к хитрости, лжи, интригам, как регулярно поступали Его противники по отношению к Нему.
- Его путь был путём мягкости, кротости и смирения. Хотя Иисус был Сыном Божьим, божественным Мессией и законным Царём царей, Он никогда не пытался обеспечить Себе аудиторию, не говоря уже о последователях, с помощью политической власти, физической силы или эмоциональной агитации.
- Даже человеческая мудрость знает, что с помощью силы или запугивания нельзя по-настоящему убедить. Как напоминает нам Соломон: «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми» (Еккл. 9:17; ср. 1 Кор. 2:1-4).
20а ст.: “Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…”
- В древности тростник использовался в разных целях, но, если тростник (трость) был изогнут или надломлен, он был бесполезен. Когда фитиль из льна в лампе догорал до конца, он начинал тлеть и дымить, не давая больше света. Так как такой тлеющий фитиль был бесполезен, его гасили и выбрасывали, как и сломанный тростник.
- Надломленная трость и курящийся лён олицетворяют усталых, разбитых людей, ненужных миру, который готов их выбросить и забыть. Общество отвергает слабых и беззащитных, страждущих и обременённых.
- Господь никогда не надломит и не угасит даже наименьшего из тех, кто приходит к Нему, и Он строго предупреждает тех, кто это делает: «Кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, — говорит Иисус, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18:6). Руки Спасителя не выбрасывают надломленную трость, а восстанавливают её, и не гасят курящийся лён, а вновь его зажигают.
20б ст.: “… доколе не доставит суду победы…” Победа Иисуса предопределена: … Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим.4:1).
21 ст.: “И на имя Его будут уповать народы.” А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня (Мих 7:7).