Освобождение бесноватого
от Александр Гулько на 29.04.2012 в От Матфея
В Мтф.8:28-34 написано: «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».
ПЕРВОЕ. Будучи искушаемым в пустыне, Иисус продемонстрировал Свою силу противостоять сатане; здесь Он демонстрирует способность преодолеть и полностью подчинить его. Имея дело с царством тьмы, Он не только не покоряется сатане, но, наоборот, заставляет сатану покориться Ему. Апостол Иоанн пишет: «Для этого-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоан.3:8). Господь стал Человеком и пришел в мир для того, чтобы разрушить дела сатаны. Когда Он придет опять установить Свое Царство, Он заключит сатану в узы на тысячу лет, и в конце этого срока, после краткого периода свободы, сатана и его порочные приспешники будут брошены в озеро огненное, где «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:2, 7-10). Изгоняя бесов во время Своего земного служения, Иисус неоднократно являл впечатляющее, яркое свидетельство Своей власти над сатаной. Как Он объяснил толпе народа возле Иерусалима: «Если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло вас Царство Божье» (Лук. 11:20).
ВТОРОЕ. Когда ученики пытались изгнать бесов, они поняли, насколько это трудно. Хотя Иисус дал им «силу и власть над всеми бесами» (Лук. 9:1), они увидели, что изгонять бесов им не так легко, как Ему (Мтф. 17:16,19). В новозаветные времена многие евреи занимались изгнанием нечистой силы с помощью различных рецептов и ритуалов, но без реального успеха. Поэтому абсолютный успех Иисуса был таким удивительным. «Что это? Что это за новое учение, — восклицали евреи-скептики в Капернауме, — что Он и духам нечистым повелевает с властью, и они повинуются Ему?» (Мрк. 1:27). Так как Иисус изгонял бесов с невероятной легкостью, некоторые люди пришли к выводу, что Он, должно быть, в сговоре с сатаной, и потому заявляли: «Он изгоняет бесов силой Вельзевула, князя бесовского» (Лк. 11:15).
В Лк.8:28-31 говорится: «..И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили двое бесноватых, вышедшие из гробниц, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней».
ПЕРВОЕ. Укротив чудесным образом бурю, Иисус и ученики продолжили свой путь через Галилейское море на другой берег. Его встретили двое бесноватых, вышедшие из гробниц, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мтф. 8:28) В своем описании этого случая Марк (5:2) и Лука (8:27) упоминают только одного бесноватого, но не утверждают, что был только один одержимый бесами. Преследуя свои цели, они предпочли сосредоточить внимание на более заметном из двух.
ВТОРОЕ. Одержимость можно определить как состояние, при котором один или более бесов обитают в человеке и имеют над ним власть. Бесы могут осуществлять нападки на человека в духовной, душевной и физической сферах. В духовной сфере они поощряют ложные религии, поклонение бесам, оккультизм и бесчисленные виды безнравственности, включая убийство (Откр. 9:20-21; 18:23-24). В интеллектуальной и физиологической сферах они поощряют такие вещи, как, безумие, неспособность к нормальной речи, мания самоубийства (Мрк. 9:17-22) и мазохизм, как в этом бесноватом, который бился о камни, нанося себе раны (Мрк. 5:5).
ТРЕТЬЕ. Одержимость была распространенным явлением в новозаветные времена, даже среди Богом избранного народа — евреев. Господь дал власть верующим изгонять бесов. В Мрк.16:17 сказано: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Наверняка, что многие люди с диагнозом «душевнобольной» фактически одержимы бесами. Как мы видим в случае с этими двумя бесноватыми, личность и голос беса может когда угодно, а иногда постоянно, заслонять личность и голос одержимого. Когда Иисус спросил одного из этих людей: «Как тебе имя?», — бес ответил устами человека: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мрк.5:9). Легион состоял из 5 тысяч.
ЧЕТВЕРТОЕ. Они были весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. Из других Евангелий, описывающих это событие, мы узнаем, что, по крайней мере, на одном из бесноватых не было одежды, и он обладал такой силой, что никакие цепи не могли удержать его. Бесы часто гнали его в пустынное место, и он, находясь там, неистово выл, «кричал… и бился о камни» (Мрк. 5:4-5; Лк. 8:27-29).
И вот, они закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мтф. 8:29).
ПЕРВОЕ. Обратившись к Иисусу, как к Сыну Божьему, бесы показали этим, что сразу узнали Его. Марк повествует, что один из этих людей «прибежал и поклонился Ему» (Мрк. 5:6). Бесы ненавидят все, связанное с именем Бога, и испытывают отвращение ко всему Божьему, однако они бессильны что либо проявить, кроме как поклониться Ему, когда находятся в Его присутствии, — и однажды перед Его именем «[преклонится] всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10).
ВТОРОЕ. Бесы — это падшие ангелы, и до того, как присоединились к восставшему против Бога сатане, они близко знали каждую Личность Троицы. Хотя они никогда раньше не видели Иисуса в человеческом облике, они сразу признали в Нем вторую Личность Божества, «Сына Бога Всевышнего», как называют Его в этом эпизоде Марк (Мрк. 5:7) и Лука (Мтф. 8:28). Из другой встречи Иисуса с бесами мы узнаем, что они также «знали, что Он Христос», то есть Мессия (Лк. 4:41).Они знали, что Иисус был их Божественным противником и что Он имел всю силу и власть, чтобы уничтожить их. Своим утверждением: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» они признавали, что знают о существовании Богом назначенного времени, которое еще не пришло, — времени, когда Он будет судить их, и они будут наказаны вечным осуждением. Их эсхатология, как и все их богословие, была действительно правильной. Как говорит Иаков, «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Они содрогаются, потому что их вера — это вера признания, а не вера принятия, и они вполне осознают последствия отвержения Бога.
ТРЕТЬЕ. В свете их знаний о Его божественной силе и о Его плане кажется странным, что сатана и его падшее воинство суетились, пытаясь искушать Иисуса и подвергать Его своим нападкам. В любом случае, сущность сатаны и его ангелов состоит в том, что они противятся Богу, независимо от последствий или шансов на успех. Бесы понимали гораздо больше о Личности Иисуса и о божественном плане искупления и осуждения, чем двенадцать учеников в то время. Гораздо позже Петр исповедал перед Иисусом: «Ты Христос, Сын Бога живого». И он познал эту истину только благодаря божественному откровению (Мтф.16:16-17). Бесы знали, что они подлежат осуждению только после Тысячелетнего Царства, и поэтому удивлялись, почему Христос сейчас обратил на них внимание. Согласно их графику, время мучить их еще не наступило.
«..Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мтф.8:30-31). Бесы в отчаянии смотрели вокруг в поисках выхода и увидели на пастбище большое стадо свиней. Зная сострадание Иисуса к людям и Его божественный план разрушить дела дьявола, бесы понимали, что Он не позволит им и дальше обитать в этих двух людях и мучить их. Просьба бесов кажется странной, и нам не сообщается, почему они просили быть посланными в стадо свиней. Возможно, они думали, что Господь изменил время, предназначенное для суда, и сразу ввергнет их в великую бездну.
«И Он сказал им: «Идите». И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде…» (Мтф.8:32).
ПЕРВОЕ. Когда ученики изгоняли бесов, даже имея поручение и силу от Бога, это часто требовало значительного времени и упорства, а также иногда молитвы и поста (Мтф.17:21; Мрк. 9:29). Но Иисус выгнал целый легион бесов из двух человек только одним словом: «Идите». Он дал разрешение бесам (Мтф.8:32) в форме повеления, и они, будучи бессильными ослушаться, немедленно выйдя, пошли в стадо свиней. И снова мы можем лишь догадываться, почему бесы сделали то, что сделали.
ВТОРОЕ. Будучи падшими ангелами, бесы являются крайне могущественными существами (4 Цар.19:35; Пс.102:20; 2 Пет.2:11). Когда ангел был послан с сообщением к пророку Даниилу, он был задержан бесом (называемым «князем царства Персидского») на три недели, и Господь должен был послать архангела Михаила, чтобы помочь ему (Дан.10:13). Поэтому понятно предупреждение Павла, что даже мы, как дети Божьи не можем противостоять нападкам бесов, не облекшись во всеоружие Господа, особенно не взяв щит веры (Ефес.6:16). Бесы не только превосходно знают Божью природу и силу, но также прекрасно знают человеческую природу и слабости.
«..Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем и о том, что было с бесноватыми. И вот весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мтф.8:33-34).
ПЕРВОЕ. Когда пастухи увидели, что случилось с их стадом, они убежали. Они сразу же рассказали обо всем и о том, что было с бесноватыми. Дальнейшее свидетельство, которое увидели пастухи и другие люди, вернувшись на место события, состояло в том, что один из бесноватых — и, по видимому, также и другой, — был одет и сидел в здравом уме у ног Иисуса (Мтф. 8:33).
ВТОРОЕ. Горожане, включая, по всей видимости, и владельцев свиней, были настолько поражены рассказом, что весь город вышел навстречу Иисусу. То, что они специально вышли навстречу Иисусу, показывает, что Иисус был в центре внимания. Жители города (вероятно Герасы) не оказали Ему даже вынужденного почтения, которое проявили бесы. Похоже, что у них не было ни малейшего интереса к тому, кем Иисус был или почему пришел в их местность. Они не хотели иметь с Ним ничего общего и просили, чтобы Он отошел от пределов их. Сначала они просто вышли «посмотреть, что случилось», но когда пришли «к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме… [они] устрашились» (Мрк. 5:14-15). Они не разгневались и не обиделись, а просто испугались.
ТРЕТЬЕ. Когда нечестивые люди сталкиваются лицом к лицу со святым Богом, они приходят в ужас. О том, что жители этого города думали об Иисусе, не говорится. Известно лишь, что они слегка соприкоснулись со сверхъестественным, и это повергло их в панику. Они увидели Того, Кто имел власть над бесами, над животными и Кто мог вернуть потерянный рассудок, — и не захотели иметь с Ним никаких отношений.
В отличие от книжников и фарисеев, эти люди совсем не интересовались, кем был Иисус, чему Он учил или что делал. Казалось, они были совершенно безразличны к Его Личности и служению. Им было все равно, Мессия Он или нет. Похоже, их не заботило, к добру ли Его сила и от Бога ли Он. Ничто, присущее Ему, не интересовало их. Они хотели одного: чтобы Он удалился. Жители города отвергли Иисуса с великим безразличием, с таким же безразличием к Богу, какое проявлялось большинством людей на протяжении истории — безразличием, которое желает оставить Бога в покое и чтобы Бог оставил в покое его. Господь был непрошеным гостем, и они не хотели, чтобы Он тревожил их.
Яркой противоположностью отношения этих людей было отношение одного из бывших бесноватых, который умолял Иисуса, «чтобы быть с Ним» (Мрк. 5:18). Он был настолько благодарен Иисусу за избавление. Но у Иисуса были другие планы для этого человека, и Он «не позволил ему, а сказал: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя» (Мрк. 5:19). Иисус отослал этого человека обратно к своему народу, чтобы свидетельствовать им о любви и милости Господа. Этот человек должен был быть благовестником, миссионером среди своего народа, свидетельствуя, что Тот, Кого они отвергли, любит их и хочет их спасти. Иисус простирает Свою благодать даже на тех, кто просит, чтобы Он отошел.