Нагорная проповедь (1 часть)
от Александр Гулько на 07.06.2012 в От Матфея
Мф. 5:1,2 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда народ сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, открыв уста Свои, учил их, говоря. – С Иисуса Христа начинается новый этап в истории человечества. Нагорная проповедь – это подлинное откровение великого Царя, предлагающее благословение вместо проклятия всякому, кто согласится принять праведность на Его условиях.
Давайте рассмотрим пять причин важности Нагорной проповеди:
1. Нагорная проповедь показывает крайнюю необходимость нового рождения. Ее требования слишком высоки, чтобы достичь их человеческими усилиями. Это под силу лишь тем, кто получил новую жизнь во Христе. Нормы Нагорной проповеди гораздо сложнее заповедей Моисея, потому что предписывают не только праведные деяния, но и такие же мысли – не только поступать праведно, но и быть праведником. В Нагорной проповеди сильнее, чем где-либо в Писании, показано отчаянное положение человека без Бога.
2. Эта проповедь недвусмысленно указывает на Иисуса Христа, как единственную надежду человека исполнить Божьи требования. Если человек не может жить согласно Божественному замыслу, ему нужна помощь свыше. И если Нагорная проповедь правильно понимается и воспринимается, она приводит ко Христу.
3. Нагорная проповедь указывает на предложенный Богом путь достижения счастья и подлинного успеха. Она раскрывает нормы, цели и побуждения, благодаря которым человек с Божьей помощью приобретает все те качества, какие хочет видеть в нем Бог. В ней мы находим путь к радости, миру и довольству.
4. Нагорная проповедь – это, наверное, лучшее пособие для свидетельства, к достижению людей вестью о Христе. Христианин, претворяющий в жизнь учение Христа, подобно духовному магниту будет притягивать людей к Господу, дающему ему силы так жить и поступать. Жизнь, основанная на послушании Нагорной проповеди, – величайшее орудие церкви в евангелизации.
5. Только жизнь по этим принципам угодна Богу. И это, самая главная причина, побуждающая верующего следовать учению Иисуса, – так угодно Господу.
Жизненные принципы, изложенные Господом в этой проповеди, прямо противоположны тем, которые практикуются и ценятся в мире. Жить согласно требованиям Христа – значит жить счастливо. Иисус дает совершенно иной жизненный подход, итогом которого вместо отчаяния будет радость, вместо конфликтов – покой. Это мир непонятный и недоступный греховному человечеству (Ин. 14:27; Фил.4:7).
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное (5:3)
Блаженство – это не внешнее ощущение благополучия, возникающее при удачном стечении обстоятельств, а глубокое сверхъестественное удовлетворение, обусловленное фактом примирения с Богом. Блаженство основано на объективной реальности – на чудесном рождении в человеке новой, божественной природы. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное (5:3)
Что означает «нищие духом»?
Слово «птхос» (нищий) – производное от глагола, означающего «съеживаться или забиваться в угол», как в то время обычно вели себя нищие. В классическом древнегреческом языке это слово употреблялось по отношению к человеку, дошедшему до крайней нищеты, которому оставалось только забиться в угол и просить подаяния. Таким образом, это слово означает не просто «бедный», а «абсолютно нищий». В евангелии от Луки 16:20, например, так назван нищий Лазарь. По отношению к простым беднякам применялось другое слово, «пенихрос». Так, например, охарактеризована бедная вдова, принесшая в Храм небогатое подаяние. Она имела немного – всего «две лепты», но все же что-то она имела (Лук.12:2). Она была бедной, но не нищей. Пенихрос располагает какими-то скудными средствами, в то время как птохос целиком зависит от милости окружающих. Он абсолютно лишен возможности обеспечить себя.
Иисус говорит именно о духовной нищете птохос. Если бы речь шла о нищете материальной, или если бы Иисус подразумевал исключительное блаженство материальной нищеты, то задача христиан свелась бы к тому, чтобы довести все человечество, включая себя, до крайней степени обнищания. Но Иисус не учил, что материальная бедность есть путь к духовному процветанию. Матфей ясно показывает, что Иисус говорит здесь не о состоянии кошелька, а о состоянии духа.
Быть нищим духом – значит признавать свою полнейшую духовную беспомощность, видеть себя в истинном свете: заблудшим, безнадежным и нищим. Без Христа каждый человек, – независимо от образования, богатства, социального положения, достижений и религиозных познаний, – духовно обездолен.
В этом заключается суть первой заповеди блаженства. Нищий духом – это тот, кто признает свою абсолютную духовную нищету и целиком уповает на Бога. Такой человек видит, что своими силам ему не спастись и остается лишь умолять Бога о благодати и милости. Он знает, что не имеет никаких духовных заслуг, и наград себе тоже не заработал. И когда не остается места гордости или самоуверенности, человек приходит с пустыми руками к Богу.
Именно о таком человеке говорит Господь: Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис.66:2). Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс.33:19). Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс.50:19)
ПОЧЕМУ нищие духом СТОЯТ ПЕРВЫМИ?
Иисус ставит эту заповедь первой, потому что нищета духа служит фундаментом для всех остальных добродетелей и играет ведущую роль в обращении ко Христу (Матф. 18:3,4). В Божьем Царстве нет места гордости, и в него невозможно войти, пока не будет отброшено высокомерие. Пока душа не смирится, пока внутренний человек не станет нищ духом, Христос не станет по-настоящему дорого сердцу, потому что наше «я» будет затмевать Его. Не осознав реальности осуждения, человек не может понять, насколько велик Искупитель. Не увидев своей нищеты, человек не увидит богатства Божьего. И лишь признав свою мертвость, он получит жизнь Христа. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем. (Прит.16:5)
Так как же стать нищим духом?
Первый шаг заключается в том, чтобы перевести взор с себя на Бога. Что еще даст нам лучше увидеть себя бесконечно грешным, как не сравнение с бесконечно святым Богом во всей Его безукоризненной чистоте и совершенстве?
Второй – плотская натура подпитывается гордостью, и, чтобы не потакать ей, нужно всячески избегать того, что вселяет в нас гордость. Вместо того чтобы стремиться к похвале, комплиментам и популярности, к ним нужно относиться с осторожностью.
Третий – просить у Бога. Вместе с Давидом мы должны молиться: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. (Пс.50:12)
Как узнать, действительно ли мы нищие духом?
1. Мы примем Христа на Его условиях, а не на своих. Мы не пытаемся вместе с Христом придержать гордость, жадность, греховные наслаждения или аморальность. Мерилом для нас будет только Слово Божье.
2. Мы будем много времени проводить в молитве. Как материально нищий молит о материальном подаянии, так духовно нищий молит о подаянии духовном. Мы будем часто стучать в небесные двери, потому что буквально каждую секунду нуждаемся в помощи. Как некогда Иаков, боровшийся с ангелом, так и мы не отступимся, пока не получим благословения.
3. У окружающих мы будем замечать сильные стороны и достоинства, а у себя – слабости и недостатки. Будучи смиренными, мы будем почитать «один другого выше себя» (Фил.2:3) и «в почтительности друг друга опережать» (Рим.12:10).
4. Если мы нищие духом, мы будем прославлять Господа за Его благодать.
Всякий пришедший к Царю с нищим духом, наследует Его Царство, ибо таковых есть Царство Небесное.