Нагорная проповедь (8 часть)
от Александр Гулько на 20.02.2012 в От Матфея
Матфея 5:10-12 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
На заре рождения Церкви ценой следования за Христом была смерть.
Решение стать христианином часто означало быть побитым камнями или облитым смолой и подожжённым в угоду Нерону, или завёрнутым в шкуру животного и брошенным на растерзание охотничьим псам. Решение следовать за Христом могло закончиться жестокими, изуверскими пытками. Именно это имел в виду Господь, когда призывал Своих последователей нести крест.
В злобе против Евангелия римляне выдумывали множество обвинений на христиан. Их обвиняли, например, в каннибализме — потому что во время вечери Господней они ели “тело Иисуса” и пили “кровь Его”. Их обвиняли в развратных оргиях во время “вечерь любви” и даже в поджоге Рима. Верующих считали революционерами, потому что они называли Иисуса Господом и Царём и говорили о том, что Бог огнём уничтожит землю.
К концу первого столетия границы Рима достигали почти краёв известной тогда цивилизации, и добиваться единства становилось всё сложнее и сложнее. Поскольку лишь император олицетворял всю империю, Цезарей обожествляли, и поклонение им стало требоваться как связующая и объединяющая сила. Каждый человек должен был раз в год приносить клятву верности Цезарю, за что получал сертификат, называемый «либеллус», т.е. освободительный сертификат. Принародно провозгласив «Цезарь — Господь», он получал свободу поклоняться любым другим богам. Поскольку истинные христиане отказывались приносить подобную клятву кому бы то ни было кроме Христа, их обвиняли в государственной измене с последующей конфискацией имущества, увольнением с работы, тюремным заключением и, нередко, смертью.
На протяжении всей истории в разное время, в разных странах, христианам приходилась сталкиваться с гонениями. Христиане, жившие в советском союзе, на протяжении семидесяти лет испытывали гонение.
Верующие не всегда будут испытывать противостояние, насмешки, преследования. Однако всякий раз, когда это будет происходить, не нужно удивляться или роптать. Над Иисусом не всегда насмехались и не всегда обвиняли.То же касается и Апостолов. Были у них времена покоя и даже популярности. Однако каждый настоящий христианин время от времени будет сталкиваться с сопротивлением и насмешками мира. А кому-то по воле Божьей придётся снести и более тяжкие страдания. Но какие бы страдания и в какое бы время они ни постигали детей Божьих, их Небесный Отец всегда будет рядом и пошлёт утешение и благословения. Наша задача не искать себе гонений, а просто быть готовыми перенести любые трудности, вызванные верностью Иисусу Христу, как доказательство нашего спасения.
Верность Христу – единственный выбор для христианина. Жизнь в Царстве Христа подразумевает готовность столкнуться с одиночеством, непониманием, насмешками, отвержением и всякого рода несправедливостью.
Где бы ни жили христиане: в относительно защищённом и веротерпимом обществе или под гнётом безбожного тоталитарного режима, мир обязательно найдёт, в чём ущемить Церковь Христову. Жить в послушании Господу значит осознанно провоцировать ярость и раздражение мира.
ПРИЧИНЫ ГОНЕНИЙ
1Пет.5:8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Вера в ложных богов. Одна из причин гонения на Христа за то, что Он критиковал отступление от Писания официальной религии.
Благочестивая жизнь. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). «Как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне» (Гал. 4:29).
Праведность обличает зло даже без слов — самим своим присутствием. 1-е Петра 4:3-5 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
Кто избегает гонений. Избежать гонений легко и просто: достаточно жить по-мирски или, по крайней мере, «самому жить и другим не мешать». Достаточно подстроиться под мирские стандарты или никогда не критиковать их. Достаточно молчать о Евангелии, особенно о том, что без его спасительной силы люди останутся в грехах и обречены на проклятия ада.
Иисус не безразличен к неверности. Он сказал: (Лук. 9:26) «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца и святых ангелов».
Если мы стыдимся Христа, то и Он постыдится нас. Христос также предупреждал:Лук. 6:26. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Угодить всем — значит либо поступиться верой, либо не иметь таковой вообще.
В последней заповеди блаженства говорится о трёх видах страданий за имя Христа: физическом преследовании, словесных обидах и несправедливых обвинениях.
– физические преследования
Во-первых, говорит Иисус, мы можем столкнуться с физическими гонениями. Данная заповедь говорит о способности смириться с любыми последствиями верности Христу.
– словесные оскорбления
Во-вторых, Иисус обещает гражданам Своего Царства блаженство, когда их будут понос?ть. «Поносить» — значит «бросаться оскорбительными словами, грубо насмехаться в лицо сопернику».
Послушание Господу навлекает на нас словесные оскорбления и ругательства со стороны людей. Когда Иисуса арестовали в Гефсиманском саду, Его привели в синедрион. Там Его били, на Него плевали.
С Него насмехались, говоря: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?»
(Матф. 26:67-68). После того, как Пилат приговорил Иисуса к распятию, Иисус был снова избит, оплёван и осмеян — на сей раз римскими воинами (Марк. 15:19-20). Верность Христу может настроить против нас даже друзей и родных.
– ложные обвинения
В-третьих, наша верность Христу заставит противников Евангелия всячески неправедно злословить нас. Клевета, конечно, приносит огорчение, но отчаиваться из-за неё не стоит. Если мы оклеветаны за Господа, нужно считать себя блаженными, каковыми называет нас Сам Господь.
1Пет.3:13-18 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этими словами Апостол показывает, насколько почётно пострадать за святость, в какой-то мере разделив поругание нашего Спасителя.
В конце Своего служения Иисус неоднократно предупреждал об этом:«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел, — говорил Он ученикам. — Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: „Раб не больше господина своего“.Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня»(Иоан. 15:18-21).
ОБЕТОВАНИЕ
Однако, в сравнении с обещанной наградой, даже мученичество представляется малой ценой. Каждая из заповедей начинается словом «блаженны».А изгнанным за праведность, то есть за Христа, как было отмечено выше, Иисус обещает двойное блаженство. Им дано конкретное обещание: «Их есть Царство Небесное». Граждане Небесного Царства получат своё наследство.
Благословения Царства касаются настоящего времени и вечности. Иисус сказал: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, в это время, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — жизнь вечную» (Марк. 10:29-30).
Во-первых, благословения обещаны ныне, в настоящее время. Не каждый верующий в этой жизни получает земное вознаграждение, однако каждый уже на земле вознаграждается небесным утешением, силой и радостью от Господа. И каждый может быть уверен, что никакая жертва или служение Господу не окажутся тщетными.
Во-вторых, нас ожидает вечное Царство, блаженство блаженств — вовеки пребывать в присутствии Господа. Главный итог послушания Царю — вечное Царство! Мир может лишить нас имущества, свободы, комфорта и радостей земного бытия, но ему не добраться до нашей духовной жизни, не говоря уже о жизни вечной.
Заповеди блаженства начинаются и заканчиваются обещанием Царства Небесного (ср. ст. 3). Главное обещание Заповедей блаженства в том, что во Христе мы навеки становимся гражданами Царства. Что бы ни сделал нам мир, ему не лишить нас Христова Царства.
ОТНОШЕНИЕ К ГОНЕНИЯМ
Мф.5:12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас
Греческое слово «агаллиао» (веселитесь) означает «сильно радоваться, восклицать от радости». Его буквальное значение — «прыгать и скакать от преизбытка счастья». Господь повелевает нам радоваться и веселиться. Уныние в страданиях за Христа означает недоверие и непослушание Ему.
Иисус называет две причины для радости и веселья во время гонений за Него:
Во-первых, — говорит Он, — «велика ваша награда на небесах». Нынешняя жизнь — как «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14), в то время как небеса обещаны нам навеки. Не удивительно, что Иисус говорит нам собирать сокровища не на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но… на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6:19-20). Всё, что бы мы ни делали ради Господа в этой жизни, включая страдания за Него — и в особенности страдания, — в вечности принесёт свой плод.
Вторая причина радости состоит в том, что мир точно так же гнал и пророков, бывших прежде нас. Страдая за Христа, мы оказываемся в хорошем обществе, ведь будучи изгнанными за праведность, мы становимся в один ряд с пророками! Гонения, как тогда, так и сейчас, венчают собой верность Господу. И, страдая ради Христа, мы можем точно сказать, что принадлежим Богу, потому что встречаем ту же реакцию со стороны мира, что и Его пророки.
Страдая за имя Господа, мы приобщаемся к пророкам и прочим святым, которые: Евр. 11:36-38. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. Мир не достоин стоять рядом с ними, а всякий гонимый христианин достоин. Гонения подтверждают нашу принадлежность к роду праведников.